С 1
января в Казахстане на местных телеканалах наполовину ограничена
ретрансляция зарубежной телепродукции
Комментарий юриста «Интерньюс-Казахстан» Сергея
ВЛАСЕНКО:
Сторонники ограничения ретрансляции приводят в свою
пользу аргумент о том, что введение ограничения ретрансляции
иностранных средств массовой информации на территории Казахстана
необходимо для развития и становления отечественного
телерадиовещания. Кто же спорит? Все хотят, чтобы развивалось свое
качественное отечественное телевидение, которым можно было бы
гордится.
Но давайте подробнее рассмотрим различные аспекты
введения ограничения ретрансляции. Кто и что от этого приобретет и
потеряет.
Будут соблюдены интересы крупных телерадиокомпаний и
их творческих коллективов, которые уже сейчас в состоянии
производить собственную продукцию. Они будут находиться в хорошем
положении. Можно ожидать определенного профессионального роста
сотрудников СМИ.
На кабельное телевидение ограничение по ретрансляции
иностранных средств массовой информации не распространяется и оно,
скорее всего, получит дополнительную аудиторию.
Но существуют и минусы, которые и будут той «ложкой
дегтя» в бочке с медом.
У разбитого корыта могут остаться региональные
телерадиокомпании, так как есть риск потерять своего телезрителя и
радиослушателя; не исключено, что отдельные вообще могут прекратить
свое существование (и даже гораздо раньше, чем этого могло бы
произойти), а их сотрудники останутся без работы. Причиной как раз и
послужит введение ограничений на ретрансляцию. И вот почему.
Займемся немного математическими расчетами. Возьмем
для примера телерадиокомпанию, у которой общий объем вещания
составляет 10 часов. Согласно закону «О средствах массовой
информации», ретрансляция с 1 января 2002 года будет 5 часов и
остается 5 часов для собственного вещания. Однако не будем забывать,
что согласно закону «О языках» и закону «О СМИ», «объем передач по
телерадиовещательным каналам, независимо от формы собственности, на
государственном языке по времени не должен быть менее суммарного
объема передач на других языках». С учетом этой нормы получается,
что оставшиеся 5 часов собственного вещания должны быть на
государственном языке. Получается, что казахстанские
телерадиокомпании практически не смогут осуществлять собственное
вещание на любом другом языке, кроме государственного.
Либо для того чтобы исправить создавшуюся ситуацию,
они будут вынуждены еще больше сократить объем ретрансляции
иностранных средств массовой информации и тогда уже придется
говорить о фактическом сокращении ретрансляции иностранных средств
массовой информации до 20 процентов не с 1 января 2003 года, а уже
сейчас, с 1 января 2002 года.
Но на этом проблемы могут не закончиться, «минусы»
могут приобрести несколько иные формы, за счет того, что отдельные
нормы закона «О СМИ» от 23 июля 1999 года могут создать
дополнительные проблемы при их реализации.
Так, норма ограничения ретрансляции иностранных
средств массовой информации к собственному вещанию казахстанских
телерадиокомпаний 50% на 50% принята 3 мая 2001 года и,
следовательно, она должна иметь приоритет перед действующей нормой
от 23 июля 1999 года Закона «О СМИ», устанавливающей требование по
соблюдению языкового баланса. Причем, следует обратить также
внимание на следующую деталь: и закон «О языках», и закон «О
средствах массовой информации» не конкретизируют, как должны
исчисляться эти 50% - от общего или от собственного вещания
казахстанской телерадиокомпании. Если исходить из требований закона
«О нормативных правовых актах», то статья 6 этого закона гласит, что
при наличии противоречий в нормах права нормативных правовых актов
одного уровня действуют нормы акта, принятого позднее. Требования по
ретрансляции и по языкам содержатся в одном законе - «О средствах
массовой информации». Поэтому телерадиокомпании могут ссылаться на
то, что закон разрешает им осуществлять ретрансляцию иностранных
средств массовой информации в объеме 50% от общего вещания.
Тогда в связи с этим логичным представляется
возможность разрешения этой ситуации следующим образом. Оставшиеся
50% от общего вещания могут быть разделены пополам для собственного
вещания на государственном и других языках. Причем, это необходимо
урегулировать в 2002 году, так как расчеты показывают, что ситуация
в 2003 году будет выглядеть не такой болезненной.
Теперь перейдем непосредственно к интересам тех, о
ком практически всегда забывают (однако всегда говорят, что все
делается для их блага) - интересам слушателей и зрителей.
Кабельное телевидение - это хорошо, но дорого.
Основная масса населения республики не в состоянии это позволить,
поэтому она может довольствоваться только обычным эфирным вещанием.
Естественно, населению регионов гораздо интереснее
смотреть и слушать передачи своих региональных телерадиокомпаний, но
думается, от программ республиканских каналов оно тоже не откажется
- если передачи будут интересными.
Защищаются ли законодательно интересы слушателей и
зрителей? Обратимся к нормативным правовым актам республики (на эти
документы в свое время не обратили должного внимания). Речь идет о
международных соглашениях нашей республики. Если заглянуть в
Конституцию и закон «О средствах массовой информации», то там черным
по белому написано: «Если международным договором, ратифицированным
Республикой Казахстан установлены иные правила, чем те, которые
содержатся в настоящем законе (т.е. в данном случае имеется в виду
Закон «О средствах массовой информации»), то применяются правила
международного договора. Постановлением Правительства Республики
Казахстан от 11 мая 1999 года N 562 было утверждено Соглашение о
создании благоприятных условий для распространения программ
телевидения и радио на территориях государств - участников Договора
об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от
29 марта 1996 года (Москва, 26 февраля 1999 года). Данное соглашение
вступило в силу со дня его опубликования. Срок действия договора
рассчитан на пять лет с последующей пролонгацией.
Обратимся к содержанию Соглашения.
Согласно статье 3, стороны будут способствовать
выпуску и распространению программ телевидения и радио на языках
народов государств-участников Договора с учетом исторически
сложившихся особенностей проживающих народов на территориях Сторон.
Поправки в закон «О средствах массовой информации» в
отношении ретрансляции были внесены 3 мая 2001 года и их инициаторы
не руководствовались вышеназванным Соглашением, хотя представители
средств массовой информации об этом много говорили. Ведь на
территории республики население расселено неравномерно и известно,
где и какие группы населения компактно проживают и именно с учетом
этого показателя необходимо было делать ограничения по ретрансляции.
Судя по прогнозам, ситуация может сложиться
неодназначная. Отечественному телерадиовещанию необходимо подняться
на новый качественный уровень. Но не будут ли выполнять роль тормоза
те проблемы, о которых было сказано выше? Не пострадают ли интересы
участников телевизионного рынка и соответственно, интересы
телезрителей и радиослушателей?
Продолжение темы - в следующем номере.
Пишите Сергею Власенко по адресу:
vlasenko@internews.kz
Тексты извлечений из кодексов, законов, указов и
постановлений, регулирующих деятельность средств массовой информации
в Казахстане можно найти по адресу:
http://www.internews.kz/rus/law/index.htm
Комментарии Сергея Власенко к различным ситуациям, в
которые попадают журналисты при исполнении ими своих
профессиональных обязанностей, можно найти по адресу:
http://www.internews.kz/rus/law/situation/index.htm |