Internews Kazakhstan Электронный Бюллетень Internews Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение электронного бюллетеня Internews Kazakhstan по электронной почте Содержание очередного номера Новости в бюллетене Internews Kazakhstan Различные ситуации с точки зрения закона Технологии Пресса о радио и телевидении Архив бюллетеней Internews Казахстан Форум электронного бюллетеня Internews Kazakhstan

3 директора частных казахстанских телерадиокомпаний посетили США в рамках программы «Управление работой частных вещательных станций»

3-недельная программа была организована Госдепартаментом США (Бюро по делам образования и культуры). Организацией-устроителем выступил Международный центр «Меридиан» (МЦМ) - частная некоммерческая организация, цель которой - содействие международному сотрудничеству путем обмена людьми, идеями, произведениями искусства. Кстати, МЦМ постоянно принимает визитеров из Казахстана.

В программе участвовали директора телекомпаний ТАН (Алматы) Бахытжан Кетебаев, «ТК-6-Байуаков ТВ» Омарбек Байуаков, «Акцент» (Лисаковск) Зульфия Арефьева, радио «Текс» (Караганда) Вадим Ни.

В числе организаций, которые посетили участники программы - Центр для иностранной прессы, Американское общество руководителей ассоциаций (Вашингтон, DC), Вашингтонское отделение «Дома свободы», организация «Форум свободы» (шт. Вирджиния), Международный Центр журналистов, общественное телевидение WETA-TV (шт. Вирджиния), Школа журналистики при Колумбийском университете (Нью-Йорк) и др.

Участники программы побывали в штатах Вашингтон (DC), Аризона, (Финикс, Тусон), Оклахома (Талса), Невада (Лас-Вегас), Нью-Йорк. Посещали телестанции, общественные и коммерческие, радиостанции. Попали на ежегодную Конвенцию вещателей NAB в Лас-Вегасе - прослушали лекции, посетили семинары для руководителей телестанций, ознакомились с выставкой технического оборудования самых известных фирм и с самыми последними достижениями в области телерадиовещания.

Директор телекомпании «Акцент» (Лисаковск) Зульфия Байсакова на вопрос, какие различия я наблюдаются в деятельности казахстанских и американских телекомпаний, ответила:

«Рекламу получают только коммерческие станции - они живут за счет нее. А общественное телевидение имеет несколько источников дохода - например, деньги, которые платит население за подписку на канал. На общественных каналах почти нет рекламы, которая зачастую так раздражает многих телезрителей. На общественных каналах много полезных передач - учебных, программ, связанных с социальной политикой, информирующих людей о том, что может быть им интересно. Подписка на телеканал оформляется на год и подписчики могут пользоваться некоторыми привилегиями в фирмах, с которыми общественное телевидение тесно работает. Подписка дает зрителям реальную возможность влиять на политику и работу канала и участвовать в ней - ведь подписчики «голосуют» своими деньгами и если их что-то не устраивает в работе канала - они могут предъявить претензии, перестать подписываться на него. Таким образом, американские телезрители выступают своеобразными общественными контролерами.

В Америке нет законов, ограничивающих ретрансляцию, все определяется спросом. Поэтому станции подстраиваются только под интересы зрителей, стараются изо всех сил, чтобы делать интересные программы, ведь станциям небезразличен их имидж, то, как население к ним относится.

Мы понимаем - нужно время, чтобы телеиндустрия в Казахстане начала так работать, но положительный опыт американских станций интересен.

Понравилось, как работают здесь неправительственные организации - мы увидели их возможности, ресурсы, поняли, какой реальной властью они обладают.

У нас действует Национальная Ассоциация Телерадиовещателей (НАТ). То, что мы увидели в Америке, дает надежду, что и наша Ассоциация сможет защищать журналистов, помогать им учиться, проводить конференции. Думаем, что это под силу. Мы встретили в Америке коллег из России - НАТ России помогла 30 российским журналистам совершить поездку в Америку, на выставку NAB в Лас-Вегас. Кстати, НАТ России смогла организовать и свой павильон на выставке в Лас-Вегасе.

Запомнилась встреча с представителем организации Телевизионного Бюро по рекламе. Оно объединяет местные станции и помогает им в вопросах рекламной деятельности. Интересно, что Бюро пытается воспитать рекламодателя, «окучивает» крупных рекламодателей, помогает маленьким станциям выходить на рекламодателей и заключать договора. Может быть, создать подобное Бюро у нас в Казахстане пока трудно, но одним из направлений деятельности НАТ может быть и такое. Ведь станциям из регионов очень трудно выйти на крупных рекламодателей (таких, например, как Procter&Gamble) и такое Бюро могло бы помочь…

Мы увидели и узнали много нового и интересного. Новые знания, полученные в результате поездки, помогут более грамотно строить работу».

В интервью семипалатинской газете «Спектр» директор «ТВК-6-Байуаков» Омарбек Байуаков, описывая впечатления от телеиндустрии Америки, сказал следующее:

«В США в 1946 году было создано отделение по связи с иностранными журналистами, впоследствии ставшее центром для иностранной прессы, обслуживающим журналистов их других стран. Это оказание помощи в освещении событий в Америке, планирование основных мероприятий в СМИ, освещение деятельности общенациональных политических конвенций и олимпийских игр и т.п.».

«Мы побывали на радиостанции «Голос Америки». Как рассказал писатель, редактор и специалист в области общественных связей Джордж Макензи - устав этой радиостанции требует освещать новости четко, объективно и всеобъемлюще…В нас еще с советских времен утвердилось представление об этой радиостанции как о чуждом, враждебном и даже не совсем вещательном, а некоем «шпионском» органе…Когда же мы ходили по залам, кабинетам, аппаратным «Голоса Америки», т.е. своими глазами видели огромную «машину» информации изнутри - начинали понимать, что значит быть органом ВСГ (Вещательного Совета губернаторов США)».

Вещательное «поле» в Америке освоено всецело. Это могучий, бурно развивающийся живой «организм», который приносит немалые доходы компаниям, а также очень престижный и перспективный вид деятельности для тех, кто посвятил себя журналистике. На первый взгляд, небольшие станции организуют свою работу почти так же, как и у нас в стране: кадровое строение, техническая оснащенность, цели и задачи и прочее. Но, по большому счету, это все-таки телевидение по-американски. Ведь существует шутливое замечание - если новостей нет, американец их придумает. Индустрия «новостей» - ни с чем не сравнима. Оказывается, американцы в большинстве своем не мыслят своей жизни без теленовостей, без свежих газет и что приятно поразило - без книг…

Мы узнали также, что кабельное телевидение занимает лишь 2% от общего объема охвата населения телевещанием. Львиная доля принадлежит общественному и эфирному телевидению. Рекламы на общественных каналах нет, но частное телевидение, конечно, живет и развивается благодаря рекламе, рамки четко определены, строго соблюдаются. Хочу добавить еще один штрих. Я уже отмечал, что работа в сфере телевидения - престижная, и для одаренных - перспективная. Так вот, если журналист проходит путь от рядового сотрудника, к примеру, репортера до ведущего популярной программы, ток-шоу, то его жалованье возрастает значительно, и таких персон повсюду узнают, они популярны и состоятельны. Нам удалось познакомиться с очень примечательной личностью, правда, несколько иного плана. Эта 95-летняя леди занимается телевидением уже долгие годы. Точнее сказать, ее имя - это основа существования одного из уважаемых общественных каналов г. Вашингтона. Она дважды в неделю приезжает в офис телеканала, делает распоряжения, присутствует на светских приемах, налаживает нужные деловые знакомства, и ей дают деньги - из городского бюджета, меценаты, общественные фонды. В год она и ее компания располагает суммой приблизительно в 65 млн. долларов, и канал телевидения, для которого ее имя стало символом и залогом обеспеченного существования, в свою очередь, является для нее занятием для души и позволяет вести достойный, активный образ жизни».

Соб. инф.

 

Предыдующая страница бюллетеня Следующая страница бюллетеня