Internews Kazakhstan Электронный Бюллетень Internews Kazakhstan
Вернуться на главную страницу
Новости Internews Kazakhstan
Проекты Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Бюллетень Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
Международный общественный фонд защиты свободы слова Адил Соз
Различная литература
Маркетинг электронных средств массовой информации
Телерадиокомпании Казахстана
Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана
Форумы Internews Казахстан
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet и другие ссылки
Select to English Pages
Подписка на получение электронного бюллетеня Internews Kazakhstan по электронной почте Содержание очередного номера Новости в бюллетене Internews Kazakhstan Различные ситуации с точки зрения закона Технологии Пресса о радио и телевидении Архив бюллетеней Internews Казахстан Форум электронного бюллетеня Internews Kazakhstan

Глава Центра ОБСЕ в Алматы Хайнрих Хаупт: «Ни вопросы безопасности, ни глобальная борьба против терроризма не могут служить оправданием недоверия властей к свободным СМИ»

Глава Центра ОБСЕ в Алматы, Посол Хайнрих Хаупт выступил на I Евразийском Медиа Форуме, который прошел в Алматы 25-27 апреля 2002 г.

Ниже мы приводим текст выступления г-на Хаупта.

«Вопросы свободы слова занимают одно из лидирующих мест в документах ОБСЕ.

Все 55 стран-участниц ОБСЕ, включая Казахстан, приняли на себя обязательство не только поддерживать свободу слова, но и активно участвовать в ее защите.

Свобода слова также была ключевым вопросом Региональной Конференции по СМИ в Центральной Азии, которая прошла в Алматы в декабре прошлого года под председательством Представителя ОБСЕ по Свободе СМИ.

Тем не менее, большинство представителей местных средств массовой информации утверждают, что условия их профессиональной деятельности постоянно ухудшаются. Власти продолжают усиливать контроль и налагать все большие ограничения, что серьезно угрожает их способности выполнять основную задачу по предоставлению широкого спектра информации и инициированию обсуждения вопросов демократии. Позвольте мне привести несколько примеров:

- Концентрация средств массовой информации во владении определенных групп и корпоративный контроль продолжают иметь место, что, в основном, идет на благо нескольких или отдельных личностей, приближенных к политическим лидерам и, прежде всего, семье президента.

- Министерства, государственные структуры безопасности, налоговая полиция и другие административные органы, в равной степени как и суды, чья независимость не всегда гарантирована, склонны налагать технические ограничения или непомерные финансовые требования на критически настроенные СМИ, таким образом затрудняя их работу и вынуждая их применять практику самоцензуры.

- Политические и общественные деятели, в случае появления критики их деятельности в СМИ, регулярно обращаются в суд с требованием о выплате компенсаций за «клевету», вместо инициирования открытого обсуждения опубликованных фактов или мнений.

- Также имели место случаи применения физической силы органами полиции и преступными группировками.

- Хотя Конституция Республики Казахстан гарантирует свободу выражения и запрещает цензуру, новые юридические ограничения, такие как лимитация ретрансляции зарубежных электронных средств массовой информации и блокирование доступа к оппозиционным Интернет-сайтам, нацелены на ужесточение работы журналистов, часто под предлогом защиты национальной безопасности.

Кодекс «Административных Нарушений» от 30 января 2001 года представил около 40 видов административных нарушений в сфере СМИ. Этот кодекс дает Министерству Культуры, Информации и Общественного Согласия право систематично регистрировать административные нарушения. В соответствии с поправками к «Закону о СМИ», ретрансляция зарубежных телепрограмм не должна превышать 50 % общего объема вещания и, начиная с января 2003 года, будет ограничена до 20%. Поправки также определили Интернет-сайты как СМИ. Они превратили систему по регистрации СМИ, в систему «позволяющую», что противоречит Конституции Республики.

- Некие «опасности», якобы возникающие в результате проведения анти-террористических операций, были использованы в качестве предлога для незаконного ограничения свободы слова средств массовой информации.

«Алматинская Декларация по свободе СМИ во время анти-террористических конфликтов», приятая во время Медиа Конференции ОБСЕ в декабре прошлого года, подчеркивает следующее:

- Центральноазитские государства не должны использовать возникающие конфликтные ситуации в качестве оправдания для репрессивных мер по отношению к оппозиционным СМИ.

- СМИ должны быть свободны в выполнении своей корректирующей функции ... особенно во время конфликта и они должны быть свободны в исполнении своей фундаментальной роли общественного наблюдателя за коррупцией.

В результате сдерживающей политики и мер, принятых за прошлые месяцы:

- Заставили замолчать почти все критически настроенные СМИ,

- Другие осуществляют самоцензуру, которая препятствует объективному освещению запрещенных тем, таких как коррупционные скандалы на высоком политическом уровне.

Особо тревожным аспектом является тенденция к дальнейшему ужесточению контроля и ограничений. Я не вижу никакого оправдания для такой формы недоверия властей к свободным СМИ. Ни вопросы безопасности, ни глобальная борьба против терроризма не могут служить оправданием, также как и приписываемое отсутствие демократического опыта у молодой республики: в действительности, в первые годы независимости Казахстан уже продемонстрировал высокий потенциал к реформам. Республика находилась в преддверии экономических, экологических, финансовых и социальных реформ. Она проложила путь для проведения политики по разоружению и нераспространению ядерного оружия и продемонстрировала новую степень международного сотрудничества и открытости.

Таким образом, Казахстан способен проявить потенциал в проведении реформы и в сфере СМИ в Евразии при том условии, что политические лидеры пожелают сыграть свою важную роль в этом процессе.

ОБСЕ предлагает политикам, парламентариям, администраторам, представителям СМИ, неправительственным организациям и другим структурам гражданского общества воспользоваться политической основой, юридическими инструментами и профессиональной помощью организации в целях достижения нашей общей цели по укреплению свободы и профессионализма СМИ.

13-14 июня в г. Алматы Центр ОБСЕ в Алматы проведет семинар для обсуждения новых вызовов средствам массовой информации Казахстана.

Получено по электронной почте.

 

Предыдующая страница бюллетеня Следующая страница бюллетеня