Утверждены Правила, регламентирующие вопросы, связанные с радиоэлектронными средствами и
высокочастотными устройствами
6 октября 2001 года Правительства Республики
Казахстан издало постановление N 1293 «Об утверждении Правил
приобретения (продажи), регистрации, проектирования, строительства
(установки), эксплуатации на территории Республики Казахстан и ввоза
из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств»
(опубликовано в газете «Казахстанская правда» от 13 октября 2001
года; оно сменило Постановление Кабинета Министров Республики
Казахстан от 9 октября 1992 года N 851 «Об утверждении Положения о
порядке приобретения, проектирования, строительства (установки),
эксплуатации на территории Республики Казахстан и ввоза из-за
границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств»).
Если сравнить названия двух этих документов, то мы
увидим, что слово «Положение» заменено на Правила, а в самом
содержании названия внесены дополнения, связанные с продажей и
регистрацией радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств,
чего не было в названии постановления N 851.
В отличие от Положения постановления N 851, в
Правилах постановления N 1293 сделана попытка дать определения
следующим понятиям: «радиоэлектронное средство» и «высокочастотное
устройство».
«Под радиоэлектронным средством понимается
техническое средство, состоящее из одного или нескольких
радиопередающих и (или) радиоприемных устройств и вспомогательного
оборудования (если такое имеется), предназначенных для передачи и
приема радиоволн. К радиоэлектронным средствам относятся
радиостанции, радиотелефоны, системы радионавигации,
радиоопределения, распределительные системы телевидения и
радиовещания и другие средства, при работе которых используются
электромагнитные колебания с частотами от 9 кГц до 400 ГГц.
Под высокочастотным устройством понимаются
промышленные или экспериментальные высокочастотные установки,
медицинские высокочастотные аппараты с осцилляторами, энергия
которых используется для технологических и других целей, не
связанных с передачей информации, а также радиопередатчики,
предназначенные для учебных целей и используемые без выхода в эфир.
И другие устройства, при работе которых используются
электромагнитные колебания с частотами в диапазоне от 9 кГц до 400
ГГц».
Определения этих понятий содержатся также в Кодексе
Республики Казахстан об административных правонарушения. Статья 493
Кодекса гласит:
«1. Настоящим Кодексом под радиоэлектронными
средствами понимаются технические средства, состоящие из одного или
нескольких радиопередающих или радиоприемных устройств или их
комбинации и вспомогательного оборудования, предназначенные для
передачи и приема радиоволн; под высокочастотными устройствами
понимаются оборудование или приборы, предназначенные для
генерирования и местного использования радиочастотной энергии в
промышленных, научных, медицинских, бытовых или подобных целях, за
исключением применения в области электросвязи».
При сравнении двух этих понятий видно, что и в
Правилах постановления N 1293, и в Кодексе содержание понятия
радиоэлектронного средства примерно соответствуют друг другу. Однако
этого не скажешь в отношении понятия высокочастотного устройства. В
таких случаях сложно говорить о единообразном понимании юридических
норм, тем более норм, содержащих в себе какие-то технические
характеристики.
В Положении постановления N 851 говорилось, что оно
распространяется на радиоэлектронные средства и высокочастотные
устройства, т. е. акцент делается на их технические характеристики.
А в Правилах постановления N 1293 говорится о том, что требования
обязательны для всех физических и юридических лиц, т. е. акцент
сделан на том, что и как необходимо делать при приобретении
(продаже), регистрации, проектировании, строительстве (установке),
эксплуатации и ввозе из-за границы радиоэлектронных средств и
высокочастотных устройств.
Небольшая, но существенная деталь в отношении Правил
постановления N 1293. Это касается пункта 4 (и не только его): здесь
упоминается уполномоченный орган в области связи, но непонятно,
какой именно конкретный орган скрывается за словами «уполномоченный
орган». Для чего такая закрытость, ведь в Положении постановления N
851 было прямо сказано, что этим занимается Комитет транспортного
контроля Министерства транспорта и коммуникаций.
Кроме того, если забежать несколько вперед по тексту
Правил, утвержденных постановлением N 1293, то мы узнаем о другом
уполномоченном органе, но только уже в области транспорта и
коммуникаций. Не проще ли все назвать своими именами, чтобы
физические и юридические лица не терялись в догадках, к кому
обращаться по вопросам приобретения (продажи), регистрации и т.п.
(Так, в Положении о Комитете по связи и
информатизации Министерства транспорта и коммуникаций Республики
Казахстан, утвержденном Постановлением Правительства Республики
Казахстан от 3 ноября 2000 года № 1665 «О некоторых вопросах
транспортно-коммуникационного комплекса Республики Казахстан»,
подпункт 21 пункта 11 определяет функциями Комитета: «проведение
работ по присвоению и учету частот и сигналов опознавания
радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, выдача
разрешения на ввоз в Республику Казахстан и эксплуатации на ее
территории радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств»).
Фактически все действия, связанные с приобретением
(продажей), регистрацией, строительством (установкой), эксплуатацией
на территории Республики Казахстан и ввоз из-за границы
радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, физические и
юридические лица, должны согласовывать с уполномоченным органом в
области связи.
В уже вышеназванном пункте 4 Правил Постановления N
1293, говорится о том, что уполномоченным органом в области связи
определяются виды радиоэлектронных средств и высокочастотных
устройств на которые требуется получать разрешения. Тем самым
ограничиваются возможности физических и юридических лиц в выборе
радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. Также,
согласно пункту 15 Правил, уполномоченным органом в области связи
устанавливается перечень разрешенного к ввозу оборудования. Если
оборудование, которое хотелось бы средству массовой информации
приобрести (или оно уже приобретено за границей), не включено в этот
перечень, то его не следует приобретать, а следовательно и ввозить
на территорию республики.
В пункт 5 Правил внесено некоторое уточнение по
эксплуатации радиоэлектронных средств - теперь для их эксплуатации
необходимо иметь не только разрешение на использование
радиочастотного спектра, но это разрешение должно быть
действительным, т.е. действительным при условии оплаты за
использование радиочастотного спектра. Из чего следует: не забывайте
своевременно производить оплату за использование радиочастотного
спектра.
Пункт 6 Правил предусматривает, что физические и
юридические лица могут осуществлять постановку и продажу только
сертифицированных радиоэлектронных средств, но при этом они должны
иметь разрешение установленного образца. Однако нет обязательного
требования, что это должно осуществляться через специализированные
структуры (магазины).
В соответствии с пунктом 21 Правил, допускается
передача радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств
владельцами в постоянное или временное пользование другим физическим
и юридическим лицам при условии оформления соответствующих
разрешительных документов по разрешению уполномоченного органа в
области связи.
В случае приобретения радиоэлектронных средств и
высокочастотных устройств в порядке правопреемства (наследования),
правопреемник переоформляет в уполномоченном органе в области связи
на свое имя соответствующее разрешения.
Регистрации, согласно пунктов 7 и 8 Правил, в
обязательном порядке подлежат радиоэлектронные средства и
высокочастотные устройства, принадлежащие физическим и юридическим
лицам, независимо от формы собственности. Регистрация производится в
уполномоченном органе в области связи по месту их использования на
основании представленной заявки с приложением анкеты установленного
образца.
Выбор земельного участка, согласно пункта 10 Правил,
под строительство радиоэлектронных средств производится по
согласованию с уполномоченным органом в области связи. Следует
помнить о том, что экспертиза электромагнитной совместимости и
радиоэлектронных средств производится в процессе выбора земельного
участка для их строительства и согласовывается с уполномоченным
органом в области связи. Кроме того при установке антенно-фидерных
устройств радиопередающих средств на объектах и крышах зданий
необходимо обязательное согласование с уполномоченным органом в
области санитарного надзора.
Непосредственная эксплуатация разрешается только
после проведения приемки, по результатам которой составляется акт
ввода в эксплуатацию. В случае же обратном, т.е. при выводе
оборудования из эксплуатации необходимо сделать обязательное
уведомление в письменном виде в месячный срок уполномоченного органа
в области связи.
И еще одна довольно существенная деталь, согласно
пункта 16 Правил, необходимо помнить, что разрешения на ввоз
радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств выдаются по
месту таможенного оформления груза при условии соответствия ввозимых
радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств техническим
требованиям, предъявляемым к радиоэлектронным средствам и
высокочастотным устройствам в Республике Казахстан.
И несколько слов об оплате за регистрацию. Для этого
обратимся к Кодексу Республики Казахстан «О налогах и других
обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (от 12 июня 2001
г. N 209-II ЗРК). Вот его нормы:
«Статья 407. Общие положения
1. Сбор за государственную регистрацию
радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (далее - сбор)
взимается при регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных
устройств, а также при получении дубликата документа,
удостоверяющего государственную регистрацию (далее - регистрация).
2. Регистрация осуществляется уполномоченным органом
в области связи (далее - регистрирующий орган) в порядке и случаях,
установленных законодательным актом Республики Казахстан.
Статья 408. Плательщики
1. Плательщиками сбора являются физические и
юридические лица, в интересах которых регистрирующий орган
производит регистрацию.
2. Не являются плательщиками сбора государственные
учреждения.
Статья 409. Порядок исчисления, уплаты сбора и
возврата уплаченных сумм
1. Сумма сбора исчисляется регистрирующим органом по
ставкам, установленным Правительством Республики Казахстан.
2. Сумма сбора вносится в бюджет по месту
осуществления регистрации до осуществления регистрации.
3. Возврат уплаченных сумм сбора не производится, за
исключением случаев отказа лиц, уплативших сбор, от совершения
регистрации до подачи соответствующих документов в регистрирующий
орган.
При этом возврат производится после представления
плательщиком документа, выданного соответствующим регистрирующим
органом, подтверждающим непредставление указанным лицом документов
на совершение регистрационных действий.
И в заключении несколько слов об ответственности.
Для этого следует взглянуть в Кодекс Республики Казахстан об
административных правонарушениях.
Статья 494. Нарушение правил регистрации,
проектирования, строительства, установки, эксплуатации
радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств
Нарушение правил регистрации, проектирования,
строительства, установки радиоэлектронных средств или
высокочастотных устройств
влечет штраф на должностных лиц в размере до десяти,
на юридических лиц - в размере до двухсот пятидесяти месячных
расчетных показателей.
2. Нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных
средств или высокочастотных устройств, правил радиообмена и
использования радиочастот, несоблюдение государственных стандартов,
норм и разрешенных параметров на радиоизлучения
влекут штраф на должностных лиц в размере до
двадцати, на юридических лиц - в размере до трехсот месячных
расчетных показателей с конфискацией радиоэлектронных средств или
высокочастотных устройств или без таковой.
3. Те же действия, совершенные повторно в течение
года после наложения административного взыскания, предусмотренного
частями первой и второй настоящей статьи, -
влекут штраф на должностных лиц в размере от
тридцати до пятидесяти, на юридических лиц - в размере от двухсот до
пятисот месячных расчетных показателей или лишение права на
эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств
на срок от одного года до двух лет с конфискацией радиоэлектронных
средств или высокочастотных устройств или без таковой».
Пишите Сергею Власенко по адресу:
vlasenko@internews.kz
Тексты извлечений из кодексов, законов, указов и
постановлений, регулирующих деятельность средств массовой информации
в Казахстане можно найти по адресу:
http://www.internews.kz/rus/law/index.htm
Комментарии Сергея Власенко к различным ситуациям, в
которые попадают журналисты при исполнении ими своих
профессиональных обязанностей, можно найти по адресу:
http://www.internews.kz/rus/law/situation/index.htm |