«Лицензия районного масштаба»
Мы уже писали о ситуации, в которой оказались
темиртауские станции «43 канал», ТКТ, «TV- 29» и «Радио - 102» - из-за
некоторых проблем в законодательстве о лицензировании станции пытались
закрыть в 1999 году - номера бюллетеней, в которых можно найти
подробности о «темиртауском деле» опубликованы в бюллетене N
14 (108) за 2001 год.
В положении темиртауских станций в апреле 2001 года
оказалась телекомпания «ТВК - 6» (Семипалатинск) - подробности см.,
пожалуйста, в бюллетенях за 2001 год: N 14
(108) и N 15
(109) за 2001 год.
«Волна» докатилась и до Алматы - недавно телестудия
Талгара «МИГ» (Алматинская область) оказалась в похожей ситуации.
Прокуратура Талгарского района Алматинской области
подала исковое заявление, по которому ответчиком является телестудия
«МИГ». Суть искового заявления сводится к следующему: запретить
функционирование телестудии «МИГ» до получения соответствующей лицензии
и изъять в бюджет сумму, полученную как незаконную прибыль (за период
работы без лицензии c 1998 по 2000 г.).
Если исходить из вышеназванного документа, получается,
что телестудия «МИГ» осуществляла деятельность без соответствующей
лицензии.
Попробуем разобраться в ситуации.
Прокуратура установила, что Министерство связи еще 20
января 1993 года выдало телестудии «МИГ» лицензию N 32 сроком на пять
лет. Значит, лицензия у «МИГа» все-таки была.
В 1998 году срок ее действия истек. Директор телестудии
«МИГ» М. Чумин обращается в Министерство транспорта и коммуникаций
(бывшее Министерство связи) с просьбой о продолжении работы телестудии
«МИГ» по этой лицензии. Из министерства 17 апреля 1998 года получен
ответ (на который ссылается прокуратура в своем исковом заявлении):
Министерство транспорта и коммуникаций разрешило телестудии «МИГ»
продолжать работу по имеющейся лицензии до принятия комиссией по
проведению конкурсов на право пользования теле-, радиоканалами в РК
решения о порядке использования теле-, радиоканалов в населенных
пунктах областного подчинения. Итак, разрешение на продолжение
деятельности согласно имеющейся лицензии было дано и оговорено условие
окончание действия лицензии - проведение конкурса в населенных пунктах
областного подчинения.
Прокуратура об этом ничего не упомянула в своем исковом
заявлении, а ведь для телестудии «МИГ» это важно. Кроме того,
министерство в своем ответе известило «МИГ» о том, что после принятия
комиссией решения по проведению очередного конкурса, талгарской
телестудии будет представлена информация о порядке выдачи лицензии.
Обещание так и осталось обещанием: информацию телестудии «МИГ»
Министерство не представило. Да, собственно, и не было необходимости,
так как по информации Министерства транспорта и коммуникаций от 4
апреля 2001 года, которую оно предоставило прокуратуре Талгарского
района, начиная с 1998 года конкурсной комиссией рассматривались
заявления, поданные на телерадиовещание в городах статусом не ниже
областных центров. Кроме того, в ответе сказано, что поскольку
«конкурсы на использование телерадиоканалов в населенных пунктах
областного подчинения не проводились, Департаментом по почте и
телекоммуникациям было разрешено телестудии «МИГ» временно продолжить
деятельность по предоставлению услуг эфирного телевещания на основании
вышеупомянутого письма от 17 апреля 1998 г.
В своем ответе прокуратуре министерство также сообщает,
что лицензия N 32 (напоминаю, срок действия ее истек в января 1998
года) в настоящее время не действительна. Однако тем самым министерство
сообщает о том, что лицензия недействительна в настоящее время - т.е. в
2001 году, но никак не на период времени с 1998-2000 год (как считает
прокуратура, по мнению которой именно в этот промежуток времени
телестудия «МИГ» осуществляла безлицензионную деятельность и
соответственно, на этом основании должна заплатить в бюджет, полученный
за три года доход).
Из вышеизложенного следует вывод, что телестудия «МИГ»
осуществляло свою деятельность в соответствии с действующим
законодательством по лицензированию и соответствующими разрешениями
лицензиара - Министерства транспорта и коммуникаций.
Обратимся к нормам законодательства регулирующим
порядок лицензирования предпринимательской деятельности в сфере
почтовой связи и телекоммуникаций. Попытаемся взглянуть на сложившуюся
ситуацию уже с позиций законодательства.
Несколько слов о работе комиссии по проведению
конкурсов на право пользования теле- и радиоканалами в РК в период с
1998 по 2000 год и о самой процедуре получения лицензии.
В процедуре получения лицензий принимают участие:
Комиссия по проведению конкурсов на право пользования теле- и
радиоканалами в Республики Казахстан (была образована Постановлением
Правительства РК N 9 от 13 января 1998 года (ее председателем был
министр информации и общественного согласия) - постановление N9
утратило силу в соответствии с постановлением Правительства РК от 7
апреля 2000 года); Министерство информации и общественного согласия
(согласно п. 4 статьи 12 Закона «О связи» от 18 мая 1999 года,
определяет порядок выделения номиналов (каналов) радиочастот для целей
радио- и телевизионного вещания; Министерство транспорта и
телекоммуникаций (согласно Закону «О связи» выдает лицензии на право
трансляции телевизионных и звуковых (радиовещательных) программ по
согласованию с уполномоченным органом по делам печати и средствам
массовой информации (т. е. Министерством культуры, информации и
общественного согласия).
На основании закона «О лицензировании» от 17 апреля
1995 года было разработано Постановление Правительства РК от 25 ноября
1996 года № 1443 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования
предпринимательской деятельности в сфере почтовой связи и
телекоммуникаций, использования радиочастотного спектра в Республике
Казахстан». Согласно приложению 3 этого Постановления получение
лицензий осуществляется только на основе проведения конкурсов.
Как уже говорилось, Комиссия по проведению конкурсов на
право использования теле- и радиоканалов в РК, возглавляемая министром
информации и общественного согласия, была образована Постановлением
Правительства РК N 9 от 13 января 1998 года.
Министр 9 февраля 1998 года утверждает новые условия
проведения конкурса на право пользования теле- и радиоканалами в РК.,
Правилами предусматривается, что порядок и сроки проведения конкурсного
рассмотрения сообщаются в конкурсном объявлении и только после того,
как в печати будет опубликовано конкурсное объявление, можно подавать
заявки на получение лицензии в комиссию (но не в Министерство
транспорта и телекоммуникаций).
В письме же от 4 апреля 2001 года Министерства
транспорта и коммуникаций сообщает, что за весь период работы
конкурсной комиссией рассматривались лишь заявления из городов статусом
не ниже областных центров и информирует, что конкурсы на использования
телерадиоканалов в населенных пунктах областного подчинения не
проводились.
Как видим, существуют определенные правила, которые
необходимо соблюдать: заявление на получение лицензии необходимо
подавать после опубликования конкурсных объявлений в СМИ (в газете
«Казахстанская правда»). Конкурсного объявления по Талгару не было,
поэтому и телестудия «МИГ» осуществляла свою деятельность в
соответствии разрешениями, полученными от лицензиара (Министерства
транспорта и коммуникаций).
До тех пор, пока не будут приняты тщательно
проработанные нормативные документы, регламентирующие деятельность
телекомпаний, работающих в малых городах, страдать будут все - и
телекомпании в малых городах, не имеющие возможности развиваться, и
телезрители, которых лишают местных программ.
Пишите Сергею Власенко по
адресу: vlasenko@internews.kz
Тексты извлечений из кодексов,
законов, указов и постановлений,
регулирующих деятельность средств
массовой информации в Казахстане
можно найти по адресу: http://www.internews.kz/rus/law/index.htm
Комментарии Сергея Власенко к
различным ситуациям, в которые
попадают журналисты при исполнении
ими своих профессиональных
обязанностей, можно найти по адресу: http://www.internews.kz/rus/law/situation/index.htm
|