«Хабаризация» всей страны
Часть 2
В бюллетене N 21 (115) за 2001 год мы уже писали о том,
что государственный пакет акций закрытого акционерного общества
«Республиканская корпорация «Телевидение и радио Казахстана» был
передан в доверительное управление закрытому акционерному обществу
«Агентство «Хабар» - 2 августа 2001 года Правительство РК издало
Постановление N 1018 «О некоторых вопросах развития государственного
телевидения и радио». В этом же номере бюллетеня были опубликованы
мнения и комментарии независимых экспертов по этому поводу.
В бюллетене N 22 (116)
за 2000 мы сообщали некоторые подробности о ЗАО «Республиканская
корпорация «Телевидение и радио Казахстана».
В этом номере мы публикуем подробности о ЗАО «Агентство
«Хабар».
«Звездный час» ЗАО «Агентства «Хабар» настал летом 1998
года: тогда республиканская газета «Казахстанская Правда» опубликовала
мелким шрифтом объявление о том, что государственное предприятие (РГП)
«Агентство «Хабар» преобразовано в закрытое акционерное общество (ЗАО)
«Агентство «Хабар», которое выступило полным правопреемником РГП
«Агентство «Хабар».
А немного раньше, весной (22 апреля) 1998 года,
правительство издало постановление N 380 «Отдельные вопросы
деятельности Республиканского государственного предприятия «Агентство
«Хабар». Согласно этому постановлению, Министерство финансов Республики
Казахстан выделило из республиканского бюджета в 1998 году 518 млн
тенге РГП «Агентство «Хабар» для выполнения государственного заказа по
трансляции программ телевидения ЗАО «ОРТ» (Россия) и радио «Хабар» за
счет уменьшений ассигнований, предусмотренных Республиканской
корпорации «Телевидение и радио Казахстана» по программе «Оплата услуг
связи по распространению государственного телерадиовещания» (выделено
нами - ред.).
Согласно постановлению, «в целях выполнения
государственного заказа по трансляции программ телевидения закрытого
акционерного общества ОРТ (Россия) и радио «Хабар» (Республиканского
государственного предприятия «Агентство «Хабар») Министерству
информации и общественного согласия РК поручалось «определить объемы
вещания и обеспечить непрерывную трансляцию радио «Хабар» и
«Евразия+ОРТ» с сохранением существующих условий распространения
общегосударственных и региональных программ, включая рекламу продукции
(работ и услуг) по государственному заказу».
Постановление также категорически обязывало Мининфо
«принять необходимые меры по исключению несанкционированного прерывания
трансляции программ радио «Хабар» РГП «Агентство «Хабар» и ЗАО
«Евразия+ОРТ».
Уже тогда не стоило обольщаться по поводу «скромных»
аппетитов РГП «Хабар» («выполнение госзаказа по трансляции программ ОРТ
и радио «Хабар»). Все было мудро рассчитано и подсчитано - ЗАО
«Евразия-ОРТ» имело хорошую прибыль от рекламы (позже вместе с
«Хабаром» оно фактически стало монополистом на казахстанском
телевизионном рекламном рынке). «Радио «Хабар» же, что называется,
«застолбило» участок: передавало новости «Агентства «Хабар», исподволь
приучая слушателей к «пришествию» ныне крупнейшего в стране
медиа-холдинга.
Собственно, глава ЗАО «Агентство «Хабар», дочь
президента Казахстана Н.Назарбаева Дарига Назарбаева (см. сноску) (в
марте этого года она был избрана председателем Совета директоров ЗАО
«Агентство «Хабар») в интервью СМИ и не скрывала «вопрос
государственной поддержки канала». Вот что сказала она в интервью
газете «Новое поколение» (опубликовано 31 марта 2000 года):
«…Нам удалось убедить правительство в эффективности
нашего проекта, как средства спасения государственного телевещания. Мы
обещали в короткий срок стать главным источником информации о стране и
для страны. Сегодня без ложной скромности можно сказать, что львиную
долю своих обещаний мы выполнили и не зря «тратим» деньги
налогоплательщиков.
Вопросы финансирования «Хабара» время от времени
становятся предметом политической спекуляции. Во многом это связано, я
думаю, с отсутствием официальной информации о распределении бюджетных
средств. Министерству информации и общественного согласия выделяется
годовой бюджет в 1,5 млрд. тенге, который в свою очередь делится
поровну между госканалами «Казахстан-1» и «Хабар». То есть годовой
бюджет Агентства «Хабар», обеспечивающего 12 часов вещания в день,
составляет 741 млн. тенге, из которых 433 млн. тенге (58%) оплачивается
транзитом через наш счет связистам за доставку телесигнала
потребителям. Оставшаяся часть обеспечивает нашу жизнедеятельность. Это
- заработная плата, расчет за коммунальные услуги, минимальные затраты
на производство программ.
Однако бюджетного финансирования не хватает на развитие
канала: на приобретение необходимого оборудования, модернизацию
приемо-передающей сети, покупку интересных программ (кино, мультфильмы,
документальные фильмы), на производство собственных передач, в том
числе и известного сериала «Перекресток». Средства на эти цели мы
зарабатываем сами, благодаря рекламе. За счет заработанных средств мы
также оплачиваем дополнительные к госзаказу 3 часа вещания. Если вы
заметили, в этом году Агентство «Хабар» работает 15 часов в сутки.
Благодаря коммерческим доходам удалось недавно запустить канал
«Хабар-2»…».
Телеканал «Хабар-2» начал вещание на государственном
(казахском) языке в марте 2000 года. На вопрос журналистов, кто
является учредителем канала и как он получил частоту, тогдашний министр
культуры, информации и общественного согласия А.Сарсенбаев (ныне -
Секретарь Совета безопасности) ответил, что учредителем «Хабар-2»
является государство, а частоту канал получил бесплатно, приказом
министра информации.
Что касается финансирования «Хабар-2»…Правительство
издало специальное постановление от 28 декабря 2000 N1912 о выделении
средств из резерва Правительства РК для материально-технического
оснащения «Хабар-2».
Видимо, решив подстраховаться от обвинений в
протекционизме, правительство постановило выделить бюджетные деньги
Министерству культуры, информации и общественного согласия РК. Но что
меняется от изменения формулировок? 279 850 000 тенге были выделены «из
резерва Правительства Республики Казахстан, предусмотренного в
республиканском бюджете на 2000 год на ликвидацию чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера и иные непредвиденные расходы» для
материально-технического оснащения «Хабар-2».
О намерении правительства и дальше финансово
поддерживать «Хабар» заявил Президент Казахстана (в середине марта 2001
года) на встрече с коллективом сотрудников республиканской корпорации
«Телевидение и радио Казахстана» - подробности см., пожалуйста, в
бюллетене N 8 (102) за 2000 год.
Финансовая поддержка была тогда обещана также и каналу
«Казахстан-1». «Речь идет о создании в южной столице мощного,
оснащенного самым современным оборудованием телерадиокомплекса, и об
открытии как минимум, в 10 государствах мира корреспондентских пунктов
каналов «Казахстан-1» и «Хабар». Что же касается ближнего зарубежья,
то, как заявил президент, казахстанские корпункты должны быть в каждом
государстве Содружества», - писала тогда газета «Казахстанская правда».
«Хабар» имеет очень странный статус: с одной стороны,
первый общенациональный телеканал является закрытым акционерным
обществом (ЗАО), с другой - источники «Хабара» заявляют, что 100% акций
принадлежат государству (департаменту государственного имущества и
приватизации Минфина РК).
Такой же странный «гибрид» и «Хабар-2», который, с
одной стороны, как заявляют его учредители, «содержится за счет средств
«Хабара» и «запущен на коммерческие доходы «Хабара», а с другой - его
учредителем является государство, частоту канал получил бесплатно
приказом министра информации, а материально-техническое оснащение было
произведено за счет средств госбюджета…
Теперь в эту когорту вошла и «Республиканская
корпорация «Телевидение и радио Казахстана». С одной стороны, министр
культуры, информации и общественного согласия М. Кул-Мухамед на встрече
с творческим коллективом «Казахстан-1» заявил, что 100 процентов акций
телерадиокорпорации по-прежнему принадлежит государству. С другой, в
постановлении правительства N 1018 от 2 августа 2001 г.
«Республиканская корпорация «Телевидение и радио Казахстана» названа
закрытым акционерным обществом (ЗАО).
Интересно, что в начале 1999 года одно из
информационных агентств, ссылаясь на источник в правительстве РК,
сообщило, что «ожидается слияние «Хабар» и «Казахстан-1» (при этом
канал «Казахстан-1» будет отдан частным телекомпаниям)». Тогда это
сообщение было опровергнуто, в частности, президентом Республиканской
Корпорации «Телевидение и Радио Казахстана» Ерланом Сатыбалдиевым,
который, отвечая на вопросы бюллетеня Internews-Казахстан в феврале
1999 года, назвал предположения о возможном слиянии «Республиканской
корпорации «Телевидение и радио Казахстана» и ЗАО «Агентство «Хабар»
«ложными слухами» - полный текст интервью см., пожалуйста, в бюллетене
N 3 (30) за
1999 год.
По поводу «Хабар-2» в уже упоминавшемся интервью
«Новому поколению» (31 марта 2000 года) Дарига Назарбаева сказала
следующее:
«С идеей создания национального канала на
государственном языке мы стучались в ворота властного Олимпа примерно
два года назад. Мы предлагали объединить два государственных канала в
единую структуру и организовать качественное казахскоязычное вещание на
существующих ресурсах канала «Казахстан-1».
К сожалению, наше предложение отклика не нашло и
вопрос, собственно, уперся в мою персону. Возобладало мнение: «люди
скажут, что Дарига Назарбаева подмяла под себя все государственное
вещание».
Отец мне так и сказал: «Мы объединим каналы, но тебе
придется уйти». Согласиться с этим я не могла, поскольку уверена, что
без меня проект завалился бы. К тому же развитие «Хабара» на полпути
оставлять мне не хотелось. В итоге мы пошли по пути наименьшего
сопротивления, решив создать «Хабар-2».
Думается, сказанное отчасти проливает свет на причины
создания «Хабар-2» и передачи в доверительное управление «Хабару» акций
корпорации «Телевидение и радио Казахстана». Сейчас, по прошествии
времени, все действия руководства «Хабара» выстраиваются в логическую
цепочку. Было решено пойти «по пути наименьшего сопротивления»: «Хабар»
начал заполнять собой казахстанский медиа-рынок, создав «Хабар-2».
Через три года акции ЗАО «Республиканская корпорация «Телевидение и
радио Казахстана» переданы «Хабару» в доверительное управление. Таким
образом, «объединение двух государственных каналов в единую структуру»
(хоть и спустя некоторое время) состоялось…
Кстати, в своих интервью Д.Назарбаева неоднократно
заявляла об идеях создания ряда «хабаров» и о ретранслировании
«клонированных» каналов на всю республику (интервью газете «Новое
поколение»):
«…сегодня ясно, что ограничиваться только новостями
нельзя и нужно все же двигаться к корпоративной модели, созданной,
например, на BBC. Мы уже сделали первый шаг в этом направлении. Я имею
в виду «Хабар-2». В будущем мы мечтаем о «Хабаре-3» - образовательном
канале, о «Хабаре-4» - канале для детей, о «Хабаре-5» - для молодежи.
Как говорится, глаза боятся, а руки делают…».
СМИ, близкие к правительственным кругам, преподносят
создание «Хабар» и «Хабар-2» как «личную заслугу Д.Назарбаевой в
создании первого общенационального канала», сообщая, что «Д. Назарбаева
стояла у истоков создания «Хабара» осенью 1995 года, будучи в то время
вице-президентом республиканской корпорации «Телевидение и радио
Казахстана». Сама г-жа Назарбаева на вопрос журналистов, «какие
достижения на посту президента «Хабара» она назвала бы главными»
отвечает: «спасли национальное государственное вещание» (интервью
газете «Караван» от 30 марта 2001 года).
Собственно, «Хабар» и возрос из недр госТВ. И поэтому
может, не стоит драматизировать ситуацию с передачей акций
Республиканской Корпорации «Телевидение и Радио Казахстана» в
доверительное управление «Хабару»? Прав обозреватель казахстанской
прессы Андрей Свиридов, который пишет: «…Не будем лукавить, об утрате
как таковой организационной самостоятельности корпорации «Телевидение и
радио Казахстана» вряд ли кто всплакнет даже из числа наблюдателей,
обозревателей и защитников свободы слова. Структура эта, раз десять
переформированная и переименованная, по общему признанию, не
реформируема в принципе и ни в какую сторону…
…Если человек хочет и может руководить электронным СМИ
и у него это получается, то пусть и руководит, чьим бы отпрыском его
не угораздило родиться. Тем более, что первоначальные информационные
программы «Хабара», еще в качестве одной из редакций КазТВ, являли
собой заметный прогресс по сравнению с прежней продукцией
государственной телекомпании, застывшей в безнадежном «совке». Если бы
новая телекомпания действительно развивалась в эту сторону, это можно
было бы только приветствовать. Если бы возглавляемая «дочерью
Казахстана» медиа-империя могла бы - и желала бы - играть по общим
правилам, а не устанавливать их сама под себя!... И уж тем более не
стремилась бы то и дело менять эти правила по ходу игры…»
Увы. Сегодня наблюдаются попытки монополизации
информационного рынка в стране, которая на словах провозглашает
рыночные принципы ведения хозяйства. А правительство этой монополизации
способствует - государственный пакет акций «Республиканской корпорации
«Телевидение и радио Казахстана» отдан в управление, по сути, частной
компании (ЗАО) «Агентство «Хабар», которая вещает без прохождения
каких-либо процедур по выделению частот (все частные электронные СМИ в
Казахстане обязаны их проходить) и получает средства из госбюджета.
«Интерньюс-Казахстан» неоднократно писал о том, что
определенные частные компании пользуются льготами при вещании, получая
бесплатно в свое распоряжение лучшие частоты, современную технику,
просторные здания в центре Алматы, бюджетные ассигнования на свою
деятельность и это никак не объясняется ни обществу, ни тем другим
частным вещателям, кого правительство заставляет платить в бюджет
буквально за все. По этому поводу «Интерньюс-Казахстан» неоднократно
делал запросы в Министерство культуры, информации и общественного
согласия. Ответом со стороны Мининфо было хроническое молчание.
Изначально «Хабар», как призналась г-жа Назарбаева в
одном из интервью, мыслился как телевизионное информационное агентство,
своего рода CNN в Центральной Азии: «Что-то из того, что внедрено на
«Хабаре», я подсмотрела на BBC, что-то на CNN, что-то на Reuters. Но
львиная доля «ноу-хау» все же принадлежит нам самим», - заявляла г-жа
Назарбаева в интервью СМИ.
В прошлом году, заявляя об амбициях «Хабара» г-жа
Назарбаева сказала (интервью «Новому поколению» (31 марта 2000 года):
«С каждым годом в обществе растет потребность в сильном
и независимом общественном телевидении, которое поднимает самые острые
вопросы и является настоящим «полем битвы» между различными силами, где
находят решение наболевшие проблемы, где примиряется непримиримое, где
через публичные дискуссии достигается компромисс. Таким телевидением
должен стать «Хабар»…
Интересно, что в этом же интервью на вопрос
корреспондента, почему была закрыта программа «горячий телефон», по
которому телезрители могли высказать свое мнение, г-жа Назарбаева
ответила, что программа «пала жертвой» падения рейтинга».
В марте 2001 года Д.Назарбаева была избрана
председателем совета директоров ЗАО «Агентство «Хабар». И хотя СМИ
писали о «неожиданной отставке», сама г-жа Назарбаева так
прокомментировала свой уход с поста президента «Хабара»:
«Прежде всего, я не назвала бы это уходом, ведь я
осталась на орбите «Хабара». Просто вместо исполнительских функций
смогу теперь заниматься стратегическими вопросами. Можно сказать, даже
пошла на повышение - меня избрали председателем совета директоров
Агентства… Само решение не было спонтанным. Оно созрело еще год назад -
я поняла, что выросла, мне стало тесно в рамках канала…
…Теперь я на общественной работе, за нее даже зарплаты
не полагается. Зато, наконец, смогу сосредоточиться на главном - у
отечественного телевидения слишком много проблем, которые требуют
немедленного решения».
Хотя Д.Назарбаева сегодня на «общественной работе», но
наблюдатели и ТВ-эксперты полагают, что, скорее всего, после формальных
изменений в руководстве «Хабара» ничего в сути и характере руководства
и отношениях собственности в Агентстве не изменится. По-прежнему Д.
Назарбаева управляет и деятельностью, и вещанием, и распределением
доходов в компаниях, либо ей принадлежащих, либо контролируемых. Более
того - она «может сосредоточиться на главном - решении проблем
отечественного телевидения». Приоритетными направлениями работы
определены, например:
· участие в разработке законодательства для
казахстанских СМИ, национальной программы телерадиовещания и
модернизации национальной сети телерадиовещания;
· создание общественного телевидения;
· организация крупнейшей в Центрально-Азиатском регионе
информационной службы и информационно-аналитического центра в ее
структуре, телефабрики, культурно-образовательного телеканала (включая
распространение его программ по сети Интернет) и т.п. - подробности
см., пожалуйста, в N 7 (101)
за 2001 год.
К сожалению, вопрос о реальных владельцах крупнейших
казахстанских СМИ остается тайной за семью печатями. Складывается
парадоксальная ситуация, когда с одной стороны, СМИ являются формально
независимыми (то есть негосударственными, частными), а с другой -
прослеживается явная близость государственных структур к крупнейшим
теле- и радиосетям. В таких условиях невозможен какой-либо контроль
общества за законностью использования государственных средств, за
законностью получения и распределения доходов, начисления налогов и
т.п.
Эксперты по СМИ говорят, что сегодня все крупные
казахстанские СМИ фактически перешли в собственность членов семьи
президента страны, либо частных лиц, близких к президентским кругам.
Д.Назарбаева и ее супруг - первый заместитель председателя КНБ РК Рахат
Алиев, владеют или контролируют (прямо или косвенно) несколько теле- и
радиосетей, объединенных неформально в медиа-холдинг (телеканалы Хабар,
КТК, НТК, «ОРТ-Казахстан», радиостанции «Европа плюс Казахстан», «Хит
ФМ-Хабар», «Русское радио», «Радио Ретро-Караван», газеты «Новое
поколение», «Караван», типография «Каравана», информационное агентство
Kazakhstan Today, рекламное агентство TV-Media и др.).
В этом же ряду стоят телекоммуникационная компания
КАТЕЛКО, «Казахстанская Вещательная Корпорация» (зимой 2000 года
постановлением правительства две организации, в ведении которых
находились телерадиопередающие средства (передатчики, телевышки,
телецентры и т.п.) были реорганизованы и права владения и пользования
государственным пакетом акций новоиспеченной организации были переданы
«КВК - Казахстанской Вещательной Корпорации», учредителем которой
является группа юридических и физических лиц. Эксперты задаются
вопросом, кому была выгодна приватизация госсобственности?).
В июле состоялась презентация исследовательской
компании «КОМКОН-2-Евразия», которая фактически также является частью
холдинга, хотя формально у нее «независимые» учредители. Есть основания
думать (на презентации один из работников компании обмолвился об этом),
что цель холдинга, помимо всего прочего, - установить монополию на
медиа-исследования.
Всего за несколько лет Дарига Назарбаева стала
влиятельным «игроком» на казахстанском медиа-рынке.
Информационно-аналитический портал GazetaSNG.ru и Фонд изучения новых
независимых государств (ФИННГ) провели летом этого года первое
специализированное исследование медиа-пространства СНГ на предмет
выявления его реальных лидеров.
Председатель Совета директоров агентства «Хабар» Д.
Назарбаева вошла в первую «тройку» лидеров медиа-элиты Содружества.
Есть в этом списке и Игорь Егармин, глава «ОРТ-Казахстан»,
осуществляющий хозяйственное руководство подразделениями холдинга -
подробную информацию см., пожалуйста, в бюллетене N
18 (112) за 2001 год.
Светлана ДЫЛЕВСКАЯ,
редактор бюллетеня Internews-Казахстан. |