Internews Network Kazakhstan Электронный Бюллетень Internews Kazakhstan

Содержание очередного номера Содержание номера Новости в Бюллетене Различные ситуации с точки зрения закона Технологии Пресса о радио и телевидении Архив бюллетеней Internews Казахстан

«Хабаризация» всей страны

Часть 2

В бюллетене N 21 (115) за 2001 год мы уже писали о том, что государственный пакет акций закрытого акционерного общества «Республиканская корпорация «Телевидение и радио Казахстана» был передан в доверительное управление закрытому акционерному обществу «Агентство «Хабар» - 2 августа 2001 года Правительство РК издало Постановление N 1018 «О некоторых вопросах развития государственного телевидения и радио». В этом же номере бюллетеня были опубликованы мнения и комментарии независимых экспертов по этому поводу.

В бюллетене N 22 (116) за 2000 мы сообщали некоторые подробности о ЗАО «Республиканская корпорация «Телевидение и радио Казахстана».

В этом номере мы публикуем подробности о ЗАО «Агентство «Хабар».

«Звездный час» ЗАО «Агентства «Хабар» настал летом 1998 года: тогда республиканская газета «Казахстанская Правда» опубликовала мелким шрифтом объявление о том, что государственное предприятие (РГП) «Агентство «Хабар» преобразовано в закрытое акционерное общество (ЗАО) «Агентство «Хабар», которое выступило полным правопреемником РГП «Агентство «Хабар».

А немного раньше, весной (22 апреля) 1998 года, правительство издало постановление N 380 «Отдельные вопросы деятельности Республиканского государственного предприятия «Агентство «Хабар». Согласно этому постановлению, Министерство финансов Республики Казахстан выделило из республиканского бюджета в 1998 году 518 млн тенге РГП «Агентство «Хабар» для выполнения государственного заказа по трансляции программ телевидения ЗАО «ОРТ» (Россия) и радио «Хабар» за счет уменьшений ассигнований, предусмотренных Республиканской корпорации «Телевидение и радио Казахстана» по программе «Оплата услуг связи по распространению государственного телерадиовещания» (выделено нами - ред.).

Согласно постановлению, «в целях выполнения государственного заказа по трансляции программ телевидения закрытого акционерного общества ОРТ (Россия) и радио «Хабар» (Республиканского государственного предприятия «Агентство «Хабар») Министерству информации и общественного согласия РК поручалось «определить объемы вещания и обеспечить непрерывную трансляцию радио «Хабар» и «Евразия+ОРТ» с сохранением существующих условий распространения общегосударственных и региональных программ, включая рекламу продукции (работ и услуг) по государственному заказу».

Постановление также категорически обязывало Мининфо «принять необходимые меры по исключению несанкционированного прерывания трансляции программ радио «Хабар» РГП «Агентство «Хабар» и ЗАО «Евразия+ОРТ».

Уже тогда не стоило обольщаться по поводу «скромных» аппетитов РГП «Хабар» («выполнение госзаказа по трансляции программ ОРТ и радио «Хабар»). Все было мудро рассчитано и подсчитано - ЗАО «Евразия-ОРТ» имело хорошую прибыль от рекламы (позже вместе с «Хабаром» оно фактически стало монополистом на казахстанском телевизионном рекламном рынке). «Радио «Хабар» же, что называется, «застолбило» участок: передавало новости «Агентства «Хабар», исподволь приучая слушателей к «пришествию» ныне крупнейшего в стране медиа-холдинга.

Собственно, глава ЗАО «Агентство «Хабар», дочь президента Казахстана Н.Назарбаева Дарига Назарбаева (см. сноску) (в марте этого года она был избрана председателем Совета директоров ЗАО «Агентство «Хабар») в интервью СМИ и не скрывала «вопрос государственной поддержки канала». Вот что сказала она в интервью газете «Новое поколение» (опубликовано 31 марта 2000 года):

«…Нам удалось убедить правительство в эффективности нашего проекта, как средства спасения государственного телевещания. Мы обещали в короткий срок стать главным источником информации о стране и для страны. Сегодня без ложной скромности можно сказать, что львиную долю своих обещаний мы выполнили и не зря «тратим» деньги налогоплательщиков.

Вопросы финансирования «Хабара» время от времени становятся предметом политической спекуляции. Во многом это связано, я думаю, с отсутствием официальной информации о распределении бюджетных средств. Министерству информации и общественного согласия выделяется годовой бюджет в 1,5 млрд. тенге, который в свою очередь делится поровну между госканалами «Казахстан-1» и «Хабар». То есть годовой бюджет Агентства «Хабар», обеспечивающего 12 часов вещания в день, составляет 741 млн. тенге, из которых 433 млн. тенге (58%) оплачивается транзитом через наш счет связистам за доставку телесигнала потребителям. Оставшаяся часть обеспечивает нашу жизнедеятельность. Это - заработная плата, расчет за коммунальные услуги, минимальные затраты на производство программ.

Однако бюджетного финансирования не хватает на развитие канала: на приобретение необходимого оборудования, модернизацию приемо-передающей сети, покупку интересных программ (кино, мультфильмы, документальные фильмы), на производство собственных передач, в том числе и известного сериала «Перекресток». Средства на эти цели мы зарабатываем сами, благодаря рекламе. За счет заработанных средств мы также оплачиваем дополнительные к госзаказу 3 часа вещания. Если вы заметили, в этом году Агентство «Хабар» работает 15 часов в сутки. Благодаря коммерческим доходам удалось недавно запустить канал «Хабар-2»…».

Телеканал «Хабар-2» начал вещание на государственном (казахском) языке в марте 2000 года. На вопрос журналистов, кто является учредителем канала и как он получил частоту, тогдашний министр культуры, информации и общественного согласия А.Сарсенбаев (ныне - Секретарь Совета безопасности) ответил, что учредителем «Хабар-2» является государство, а частоту канал получил бесплатно, приказом министра информации.

Что касается финансирования «Хабар-2»…Правительство издало специальное постановление от 28 декабря 2000 N1912 о выделении средств из резерва Правительства РК для материально-технического оснащения «Хабар-2».

Видимо, решив подстраховаться от обвинений в протекционизме, правительство постановило выделить бюджетные деньги Министерству культуры, информации и общественного согласия РК. Но что меняется от изменения формулировок? 279 850 000 тенге были выделены «из резерва Правительства Республики Казахстан, предусмотренного в республиканском бюджете на 2000 год на ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иные непредвиденные расходы» для материально-технического оснащения «Хабар-2».

О намерении правительства и дальше финансово поддерживать «Хабар» заявил Президент Казахстана (в середине марта 2001 года) на встрече с коллективом сотрудников республиканской корпорации «Телевидение и радио Казахстана» - подробности см., пожалуйста, в бюллетене N 8 (102) за 2000 год.

Финансовая поддержка была тогда обещана также и каналу «Казахстан-1». «Речь идет о создании в южной столице мощного, оснащенного самым современным оборудованием телерадиокомплекса, и об открытии как минимум, в 10 государствах мира корреспондентских пунктов каналов «Казахстан-1» и «Хабар». Что же касается ближнего зарубежья, то, как заявил президент, казахстанские корпункты должны быть в каждом государстве Содружества», - писала тогда газета «Казахстанская правда».

«Хабар» имеет очень странный статус: с одной стороны, первый общенациональный телеканал является закрытым акционерным обществом (ЗАО), с другой - источники «Хабара» заявляют, что 100% акций принадлежат государству (департаменту государственного имущества и приватизации Минфина РК).

Такой же странный «гибрид» и «Хабар-2», который, с одной стороны, как заявляют его учредители, «содержится за счет средств «Хабара» и «запущен на коммерческие доходы «Хабара», а с другой - его учредителем является государство, частоту канал получил бесплатно приказом министра информации, а материально-техническое оснащение было произведено за счет средств госбюджета…

Теперь в эту когорту вошла и «Республиканская корпорация «Телевидение и радио Казахстана». С одной стороны, министр культуры, информации и общественного согласия М. Кул-Мухамед на встрече с творческим коллективом «Казахстан-1» заявил, что 100 процентов акций телерадиокорпорации по-прежнему принадлежит государству. С другой, в постановлении правительства N 1018 от 2 августа 2001 г. «Республиканская корпорация «Телевидение и радио Казахстана» названа закрытым акционерным обществом (ЗАО).

Интересно, что в начале 1999 года одно из информационных агентств, ссылаясь на источник в правительстве РК, сообщило, что «ожидается слияние «Хабар» и «Казахстан-1» (при этом канал «Казахстан-1» будет отдан частным телекомпаниям)». Тогда это сообщение было опровергнуто, в частности, президентом Республиканской Корпорации «Телевидение и Радио Казахстана» Ерланом Сатыбалдиевым, который, отвечая на вопросы бюллетеня Internews-Казахстан в феврале 1999 года, назвал предположения о возможном слиянии «Республиканской корпорации «Телевидение и радио Казахстана» и ЗАО «Агентство «Хабар» «ложными слухами» - полный текст интервью см., пожалуйста, в бюллетене N 3 (30) за 1999 год.

По поводу «Хабар-2» в уже упоминавшемся интервью «Новому поколению» (31 марта 2000 года) Дарига Назарбаева сказала следующее:

«С идеей создания национального канала на государственном языке мы стучались в ворота властного Олимпа примерно два года назад. Мы предлагали объединить два государственных канала в единую структуру и организовать качественное казахскоязычное вещание на существующих ресурсах канала «Казахстан-1».

К сожалению, наше предложение отклика не нашло и вопрос, собственно, уперся в мою персону. Возобладало мнение: «люди скажут, что Дарига Назарбаева подмяла под себя все государственное вещание».

Отец мне так и сказал: «Мы объединим каналы, но тебе придется уйти». Согласиться с этим я не могла, поскольку уверена, что без меня проект завалился бы. К тому же развитие «Хабара» на полпути оставлять мне не хотелось. В итоге мы пошли по пути наименьшего сопротивления, решив создать «Хабар-2».

Думается, сказанное отчасти проливает свет на причины создания «Хабар-2» и передачи в доверительное управление «Хабару» акций корпорации «Телевидение и радио Казахстана». Сейчас, по прошествии времени, все действия руководства «Хабара» выстраиваются в логическую цепочку. Было решено пойти «по пути наименьшего сопротивления»: «Хабар» начал заполнять собой казахстанский медиа-рынок, создав «Хабар-2». Через три года акции ЗАО «Республиканская корпорация «Телевидение и радио Казахстана» переданы «Хабару» в доверительное управление. Таким образом, «объединение двух государственных каналов в единую структуру» (хоть и спустя некоторое время) состоялось…

Кстати, в своих интервью Д.Назарбаева неоднократно заявляла об идеях создания ряда «хабаров» и о ретранслировании «клонированных» каналов на всю республику (интервью газете «Новое поколение»):

«…сегодня ясно, что ограничиваться только новостями нельзя и нужно все же двигаться к корпоративной модели, созданной, например, на BBC. Мы уже сделали первый шаг в этом направлении. Я имею в виду «Хабар-2». В будущем мы мечтаем о «Хабаре-3» - образовательном канале, о «Хабаре-4» - канале для детей, о «Хабаре-5» - для молодежи. Как говорится, глаза боятся, а руки делают…».

СМИ, близкие к правительственным кругам, преподносят создание «Хабар» и «Хабар-2» как «личную заслугу Д.Назарбаевой в создании первого общенационального канала», сообщая, что «Д. Назарбаева стояла у истоков создания «Хабара» осенью 1995 года, будучи в то время вице-президентом республиканской корпорации «Телевидение и радио Казахстана». Сама г-жа Назарбаева на вопрос журналистов, «какие достижения на посту президента «Хабара» она назвала бы главными» отвечает: «спасли национальное государственное вещание» (интервью газете «Караван» от 30 марта 2001 года).

Собственно, «Хабар» и возрос из недр госТВ. И поэтому может, не стоит драматизировать ситуацию с передачей акций Республиканской Корпорации «Телевидение и Радио Казахстана» в доверительное управление «Хабару»? Прав обозреватель казахстанской прессы Андрей Свиридов, который пишет: «…Не будем лукавить, об утрате как таковой организационной самостоятельности корпорации «Телевидение и радио Казахстана» вряд ли кто всплакнет даже из числа наблюдателей, обозревателей и защитников свободы слова. Структура эта, раз десять переформированная и переименованная, по общему признанию, не реформируема в принципе и ни в какую сторону…

…Если человек хочет и может руководить электронным СМИ и у него это получается, то пусть и руково­дит, чьим бы отпрыском его не угораздило родиться. Тем более, что первоначальные информационные программы «Хабара», еще в качестве одной из редакций Каз­ТВ, являли собой заметный прогресс по сравнению с прежней продукцией государственной телекомпании, застывшей в безнадежном «совке». Если бы новая телекомпания действительно развивалась в эту сторону, это можно было бы только приветствовать. Если бы возглавляемая «дочерью Казахстана» медиа-империя могла бы - и желала бы - играть по общим правилам, а не устанавливать их сама под себя!... И уж тем более не стремилась бы то и дело менять эти правила по ходу игры…»

Увы. Сегодня наблюдаются попытки монополизации информационного рынка в стране, которая на словах провозглашает рыночные принципы ведения хозяйства. А правительство этой монополизации способствует - государственный пакет акций «Республиканской корпорации «Телевидение и радио Казахстана» отдан в управление, по сути, частной компании (ЗАО) «Агентство «Хабар», которая вещает без прохождения каких-либо процедур по выделению частот (все частные электронные СМИ в Казахстане обязаны их проходить) и получает средства из госбюджета.

«Интерньюс-Казахстан» неоднократно писал о том, что определенные частные компании пользуются льготами при вещании, получая бесплатно в свое распоряжение лучшие частоты, современную технику, просторные здания в центре Алматы, бюджетные ассигнования на свою деятельность и это никак не объясняется ни обществу, ни тем другим частным вещателям, кого правительство заставляет платить в бюджет буквально за все. По этому поводу «Интерньюс-Казахстан» неоднократно делал запросы в Министерство культуры, информации и общественного согласия. Ответом со стороны Мининфо было хроническое молчание.

Изначально «Хабар», как призналась г-жа Назарбаева в одном из интервью, мыслился как телевизионное информационное агентство, своего рода CNN в Центральной Азии: «Что-то из того, что внедрено на «Хабаре», я подсмотрела на BBC, что-то на CNN, что-то на Reuters. Но львиная доля «ноу-хау» все же принадлежит нам самим», - заявляла г-жа Назарбаева в интервью СМИ.

В прошлом году, заявляя об амбициях «Хабара» г-жа Назарбаева сказала (интервью «Новому поколению» (31 марта 2000 года):

«С каждым годом в обществе растет потребность в сильном и независимом общественном телевидении, которое поднимает самые острые вопросы и является настоящим «полем битвы» между различными силами, где находят решение наболевшие проблемы, где примиряется непримиримое, где через публичные дискуссии достигается компромисс. Таким телевидением должен стать «Хабар»…

Интересно, что в этом же интервью на вопрос корреспондента, почему была закрыта программа «горячий телефон», по которому телезрители могли высказать свое мнение, г-жа Назарбаева ответила, что программа «пала жертвой» падения рейтинга».

В марте 2001 года Д.Назарбаева была избрана председателем совета директоров ЗАО «Агентство «Хабар». И хотя СМИ писали о «неожиданной отставке», сама г-жа Назарбаева так прокомментировала свой уход с поста президента «Хабара»:

«Прежде всего, я не назвала бы это уходом, ведь я осталась на орбите «Хабара». Просто вместо исполнительских функций смогу теперь заниматься стратегическими вопросами. Можно сказать, даже пошла на повышение - меня избрали председателем совета директоров Агентства… Само решение не было спонтанным. Оно созрело еще год назад - я поняла, что выросла, мне стало тесно в рамках канала…

…Теперь я на общественной работе, за нее даже зарплаты не полагается. Зато, наконец, смогу сосредоточиться на главном - у отечественного телевидения слишком много проблем, которые требуют немедленного решения».

Хотя Д.Назарбаева сегодня на «общественной работе», но наблюдатели и ТВ-эксперты полагают, что, скорее всего, после формальных изменений в руководстве «Хабара» ничего в сути и характере руководства и отношениях собственности в Агентстве не изменится. По-прежнему Д. Назарбаева управляет и деятельностью, и вещанием, и распределением доходов в компаниях, либо ей принадлежащих, либо контролируемых. Более того - она «может сосредоточиться на главном - решении проблем отечественного телевидения». Приоритетными направлениями работы определены, например:

· участие в разработке законодательства для казахстанских СМИ, национальной программы телерадиовещания и модернизации национальной сети телерадиовещания;

· создание общественного телевидения;

· организация крупнейшей в Центрально-Азиатском регионе информационной службы и информационно-аналитического центра в ее структуре, телефабрики, культурно-образовательного телеканала (включая распространение его программ по сети Интернет) и т.п. - подробности см., пожалуйста, в N 7 (101) за 2001 год.

К сожалению, вопрос о реальных владельцах крупнейших казахстанских СМИ остается тайной за семью печатями. Складывается парадоксальная ситуация, когда с одной стороны, СМИ являются формально независимыми (то есть негосударственными, частными), а с другой - прослеживается явная близость государственных структур к крупнейшим теле- и радиосетям. В таких условиях невозможен какой-либо контроль общества за законностью использования государственных средств, за законностью получения и распределения доходов, начисления налогов и т.п.

Эксперты по СМИ говорят, что сегодня все крупные казахстанские СМИ фактически перешли в собственность членов семьи президента страны, либо частных лиц, близких к президентским кругам. Д.Назарбаева и ее супруг - первый заместитель председателя КНБ РК Рахат Алиев, владеют или контролируют (прямо или косвенно) несколько теле- и радиосетей, объединенных неформально в медиа-холдинг (телеканалы Хабар, КТК, НТК, «ОРТ-Казахстан», радиостанции «Европа плюс Казахстан», «Хит ФМ-Хабар», «Русское радио», «Радио Ретро-Караван», газеты «Новое поколение», «Караван», типография «Каравана», информационное агентство Kazakhstan Today, рекламное агентство TV-Media и др.).

В этом же ряду стоят телекоммуникационная компания КАТЕЛКО, «Казахстанская Вещательная Корпорация» (зимой 2000 года постановлением правительства две организации, в ведении которых находились телерадиопередающие средства (передатчики, телевышки, телецентры и т.п.) были реорганизованы и права владения и пользования государственным пакетом акций новоиспеченной организации были переданы «КВК - Казахстанской Вещательной Корпорации», учредителем которой является группа юридических и физических лиц. Эксперты задаются вопросом, кому была выгодна приватизация госсобственности?).

В июле состоялась презентация исследовательской компании «КОМКОН-2-Евразия», которая фактически также является частью холдинга, хотя формально у нее «независимые» учредители. Есть основания думать (на презентации один из работников компании обмолвился об этом), что цель холдинга, помимо всего прочего, - установить монополию на медиа-исследования.

Всего за несколько лет Дарига Назарбаева стала влиятельным «игроком» на казахстанском медиа-рынке. Информационно-аналитический портал GazetaSNG.ru и Фонд изучения новых независимых государств (ФИННГ) провели летом этого года первое специализированное исследование медиа-пространства СНГ на предмет выявления его реальных лидеров.

Председатель Совета директоров агентства «Хабар» Д. Назарбаева вошла в первую «тройку» лидеров медиа-элиты Содружества. Есть в этом списке и Игорь Егармин, глава «ОРТ-Казахстан», осуществляющий хозяйственное руководство подразделениями холдинга - подробную информацию см., пожалуйста, в бюллетене N 18 (112) за 2001 год.

Светлана ДЫЛЕВСКАЯ,

редактор бюллетеня Internews-Казахстан.

 

Содержание очередного номера Следующая страница бюллетеня