Благими намерениями
вымощена дорога в ад…
«Благими намерениями
вымощена дорога в ад» - есть такое
выражение, и в данном случае оно очень
подходит для описания того, что
готовит независимым СМИ министр
Сарсенбаев и его команда. Уже на протяжении нескольких
лет эти люди далеко не ограничиваются
уговорами, как утверждает министр. В 1997
году началась инициированная властями
кампания по сокращению частного
вещания в Казахстане - так называемые «тендеры»,
которые позже назвали «конкурсами»…
Тогда точно так же нововведения
объяснялись благом для страны: дескать,
нищие станции уйдут с рынка, зато
благополучные и богатые начнут
развиваться! Был еще один довод -
предполагалось, что в бюджет польются
щедрым потоком деньги от жаждущих
вещать на казахстанских просторах. В
среднем каждая станция за разрешение
вещать должна была выложить более 100
тысяч долларов! В результате же все произошло
совсем не так, как обещали чиновники.
Количество частных станций резко
сократилось (в 1996 году работало более 50
станций, в 1997 - не набиралось и 20,
легально получивших разрешение на
вещание), но и желающих продолжать
телевизионный бизнес на грабительских
условиях в пользу правительства
оказалось немного: 6 станций в Алматы,
где рекламный рынок достаточно развит,
и 6 станций в регионах. Это те, кто успел
получить частоту в 1997-98 годах. Вернее
те, кому было дозволено, поскольку
далеко не всем, нашедшим на вещание
деньги, такое разрешение давалось. В 1999
году Комиссия по частотам вообще не
собиралась, то есть формально права
вещать никому более не давалось. Сказки о пополнении бюджета
страны за счет якобы богатых
телевещателей оказались
несостоятельными. Может быть, поэтому в 2000 году
Министерство вынуждено было изменить
позицию - начать активный поиск
желающих вещать, заявить об открытом
характере конкурса, в результате чего
действительно увеличилось количество
станций, получивших разрешения на
вещание. Да и размеры денежных выплат
для станций в областных центрах
пришлось уменьшить. В результате,
только в 2000 году количество получивших
дозволение работать станций
увеличилось. Но поскольку
телевизионный бизнес - дело весьма
затратное, требующее больших
капиталовложений, далеко не все эти
станции на сегодня вещание свое
открыли. Несколько очень важных лет
для развития независимого радио и
телевещания в стране уже потеряны! В
большинстве своем региональные
станции в Казахстане остаются нищими,
отстающими в своем развитии от
стремительно прогрессирующих
российских телерадиокомпаний. И мы еще
удивляемся, что наш казахстанский
зритель предпочитает смотреть
программы российского телевидения! Десятки телевизионных и
радиостанций были закрыты в середине
90-х годов, армию безработных в
Казахстане пополнили сотни бывших
работников станций, государственная
казна лишилась значительных
потенциальных налоговых выплат, много
инициативных и достаточно
профессионально подготовленных
работников вынуждено было просто
уехать в Россию и другие страны… Никто
почему-то не спросил с инициаторов «реформ»
и исполнителей политики «тендеров» за
те потери, которые понесло государство,
за искалеченные судьбы людей и по сути
дела дискредитацию якобы благой для
страны идеи… Фактически сведя к минимуму
количество вещающих станций, тем не
менее, работники Министерства любят в
различных интервью сообщать, что
частных станций у нас в Казахстане
более 200. Откуда они берут эти цифры -
нам не ведомо. Может, «мертвые души»
позволяют получать соответственное
финансирование из госбюджета, или «слегка»
преувеличенный список
негосударственных вещателей помогает
создать видимость либерального к ним
отношения со стороны властей? Чиновники Министерства
уверены, что вещающих станций в
Казахстане достаточно. И могут
привести целый список городов в пример.
И как это ни парадоксально, будут правы.
Но при этом они почему-то умалчивают,
что в то время как количество легально
работающих станций искусственно
ограничивалось, кое-кому давались
негласные и незаконные разрешения
работать. И это уже компетентные
органы могли бы выяснить, почему
некоторые станции работали все эти
годы, не имея разрешения и лицензии на
вещание. Например, почему станции,
ретранслирующие в десятках городов
телеканалы НТК и КТК, вообще несколько
лет вещали, не внеся в бюджет
республики ни цента, ни копейки, ни
тыинки? И самое главное - путем
жесткого регулирования и введения
практики запрета на свободное вещание
для большинства станций, избранным
были созданы условия для установления
монополии на ТВ рынке и ликвидации
конкурентов. Точно так же не отвечает пока
министр на вопросы, почему частная
казахстанская компания,
ретранслирующая ОРТ на территории
Казахстана, работает без официального
разрешения Комиссии по предоставлению
права использования частот, без
необходимых выплат в бюджет страны,
причем, делает это во всех населенных
пунктах Казахстана. То же самое
касается частного предприятия - АОЗТ «Хабар»,
которое, к тому же щедро дотируется из
того же государственного бюджета.
Ущерб государству нанесен на десятки
миллионов долларов, а может быть, и
больше. Это только за счет того, что
власти закрывали и закрывают глаза на
незаконное вещание на всей территории
Казахстана станций, или находящихся в
собственности, или в управлении дочери
президента, или контролируемых
Даригой Назарбаевой. Если бы Министерство реально
заботилось об интересах государства и
развитии СМИ, если бы на деле
существовали программы поддержки СМИ,
то всех этих «уведенных» от
государства денег вполне хватило бы на
то, чтобы реализовать программу
поддержки казахстанских СМИ,
программу развития казахскоязычных
СМИ, программу развития казахстанских
производителей телевизионных
программ. Вместо этого Министерство
генерирует реакционные планы усиления
контроля и регулирования СМИ, и
пытается подать как «прогрессивные»
идеи, уже вошедшие в различные законы («О
языках», «О
национальной безопасности», «О
СМИ» и другие). По мнению независимых
экспертов, журналистских
правозащитных организаций, статьи,
направленные на регулирование
деятельности СМИ, в этих законах
направлены на ограничение свободы СМИ,
на усиление государственного контроля,
а также способствуют усилению
монополии на вещательном и рекламном
рынке компаний «Семьи». То же самое можно сказать и о
предлагаемых поправках
в Закон «О СМИ». Декларируемое «равенство
условий» для всех телевещателей будет
означать усиление позиций компаний,
которые пользуются льготами со
стороны государства, то есть компаний,
в основном сконцентрированных по
адресу: Площадь Республики, 13.
Оторванные от ретрансляции российских
каналов частные телестанции ведь
можно просто вынудить «добровольно»
прийти к хозяевам каналов НТК и КТК,
поскольку останется только
возможность ретрансляции «национальных
сетей». А кому они принадлежат, уже
никто особенно и не пытается сохранять
в секрете. Кстати, совершенно непонятно,
почему то же Министерство совершенно
спокойно смотрит на явное нарушение
законодательства Республики
Казахстан казахстанской
телекомпанией «ОРТ Казахстан»,
которая не только работает без всяких
на то официальных разрешений,
обязательных выплат в госбюджет, но и
ретранслирует 100% вещания российского
телеканала, нарушая при этом и
казахстанский закон «О
языках»? Может, причина такой
избирательной «принципиальности»
кроется в том, кто стоит за этой
компанией, кто является фактическим
владельцем самой прибыльной в стране
компании? Даже дилетант может понять,
что самые большие расценки на рекламу
в Казахстане именно на этом канале, не
производящем ни минуты собственных
программ. Совершенно голословными
остаются заверения министра о том, что
наших вещателей удастся «заставить»
производить собственные программы.
Кстати, почему «заставить»? Неужели
нельзя заинтересовать, неужели нельзя
стимулировать? Откуда у министра такая
страсть к силовым методам? И неужели он
думает, что они приведут хоть к какому-то
результату? Кажется, автор этой идеи
надолго застрял в иллюзиях советского
времени, когда удавалось «заставлять»
и «направлять». Каким образом такое
желание сочетается с принципами
рыночной экономики и процессами
демократизации, заявленными в нашей Конституции? Так вот, национальные
вещательные станции, принадлежащие
семейному клану, контролируемые или
управляемые Даригой Назарбаевой, даже
при явной государственной поддержке,
не в состоянии показывать
исключительно казахстанский ТВ
продукт. Достаточно взглянуть на
программу передач этих каналов, в
которой бал правят зарубежные мыльные
оперы и сериалы. Те же самые,
российские и американские в основном.
Другое дело, что Хабар, КТК, НТК
покупают их значительно позже и
соответственно дешевле, чем
российские телесети. И мы обречены
смотреть на своих каналах то же самое,
только значительно позже. И если нам
обещают, что на экранах телевизоров в
Казахстане в результате поправок к
закону появится больше собственной
продукции, то это или обман, или
удивительное для профессионала (а если
Сарсенбаев уже несколько лет занимает
пост министра, то должен им быть!)
заблуждение. Ибо не будет
производиться больше казахстанских
фильмов, сериалов, музыкальной
продукции, мультфильмов и т.п. И
взяться им неоткуда, поскольку нет
достаточного их количества в природе,
да и не будет до тех пор, пока
государство продолжать так же «заботиться»
о казахстанской культуре,
кинематографе и телевидении, как это
делает сейчас. Министр, скорее всего, ставит
в пример всем остальным практику
работы компаний Дариги Назарбаевой: «Они
же несут огромные затраты, вещая на
территории всей республики. Почему эти
затраты не считаются затратами? Они
готовят собственную телепродукцию.
Почему мы должны обвинять их в том, что
они занимаются телеиндустрией? Мы
должны обвинять того, кто за несколько
лет ничего не создал». Но, господин министр, создайте
такие же условия для других компаний,
работающих честно в регионах, дайте им
бесплатно здания, телевизионную
технику, передатчики, телевышки,
освободите их так же от выплат в бюджет,
дайте им так же беспрепятственно
вещать и заниматься бизнесом! И только
тогда у вас будет право в чем-то
упрекать региональных
телевизионщиков! А еще меня, как человека, много
лет отдавшего профессии
телевизионного журналиста и менеджера,
просто поражает пренебрежительное
высказывание министра о том, что «обладатели
лицензий, как показала практика,
ограничились лишь ретрансляцией чужих
телепрограмм, чередуя их кратким
выпуском собственных новостей. Они,
можно сказать, растащили свой рынок. В
итоге в регионах серьезные
телекомпании сформированы не были.
Хотя времени для этого было достаточно». Более непрофессионального и
оскорбляющего телевизионщиков
высказывания и придумать трудно. Самое сложное и дорогостоящее
производство на ТВ - это программы
новостей. И то, что в большинстве
городов Казахстана появились
самостоятельные телекомпании,
производящие собственные
информационные программы, а зачастую
даже несколько оригинальных программ
в день, как это делают в Шымкенте,
Актюбинске, Семипалатинске, Костанае и
других городах - это огромное
достижение в истории казахстанского
телевидения! И именно независимым
станциям зритель в регионах отдает
предпочтение - это подтверждают и
рейтинги телеканалов в регионах!
Видимо, дело в том, что для программ
государственного ТВ и «семейных»
каналов появился серьезный конкурент.
Сами знаете, как любят расправляться
на нашем информационном пространстве
с конкурентами. А человек, который руководит
Министерством, ничего фактически не
сделавшим для помощи развитию
казахстанским СМИ, позволяет
уничижительно высказываться о
программах новостей на региональных
каналах! Человек, уже в течение
нескольких лет возглавляющий
Министерство, обязан знать, во что
обходится производство собственных
программ на телевидении, во что
обходится создание своих
телевизионных звезд! И должен знать
министр, что производство собственных
программ казахстанскими частными
телекомпаниями резко сократилось
именно после 1997 года, после того, как
каждую из них заставили выложить за
право вещать в эфире более 100 тысяч
долларов…. Некоторые станции до сих
пор расплачиваются за кредиты, взятые
в ту пору, многие просто были вынуждены
забыть о своих планах технического
развития, поскольку на это уже нет
денег, многие станции были вынуждены
резко сократить количество творческих
работников, поскольку на их зарплату
уже не находилось средств…. Наша общественная
организация в течение последних 6 лет
вложила огромные средства и силы в то,
чтобы подготовить кадры, способные
делать интересные и нужные обществу
информационные программы. Все наши семинары
(а за последние 6 лет на них прошли
подготовку около 1000 работников
станций) направлены на то, чтобы
научить станции производить собственные
программы. И мы прекрасно знаем, что
заставить это сделать никогда и никому
не удастся! Можно только
заинтересовать! Мы знаем, чего стоит
производство программ, особенно на
региональном уровне, в областях, где
рекламный рынок мизерен. Мы знаем, что
пока у телестанций нет достаточного
количества средств, чтобы
самостоятельно закупать на телерынке
необходимые художественные и
документальные фильмы,
мультипликационные ленты,
развлекательные телешоу! (Если станции
«семейного» концерна могут себе это
позволить, то только потому, что для
них созданы чрезвычайно льготные
условия, включая финансирование из
бюджета, о чем мы уже говорили!). Мало того, мы в течение
нескольких лет предоставляем
бесплатно для станций документальные
фильмы в рамках проекта «Открытые
Небеса», программы совместного
производства (например, программы «Открытая
Азия» или «Айна»,
в том числе на казахском языке). На все
проекты, связанные с поддержкой
независимых станций, в том числе и
стимулирование производства, ежегодно
тратятся десятки тысяч долларов,
полученных от различных гуманитарных
и благотворительных организаций США и
Европы. Почему же Министерство
культуры, информации и общественного
согласия Республики Казахстан считает
своим долгом не помогать СМИ, а
заставлять их выполнять свою волю?
Причем, очень часто его требования,
идеи и действия противоречат
законодательству республики
Казахстан, его основному Закону -
Конституции! Пусть хоть кто-нибудь назовет
мне хотя бы одну программу, которую
дало станциям родное Министерство! А
может быть, оно хоть как-то помогло с
обучением профессионалов? А может быть,
оно смогло хоть раз защитить
журналиста, пострадавшего от
произвола властей? Ежемесячно мы в
своем бюллетене, который, кстати,
получают и читают в Министерстве,
пишем о десятках и сотнях фактах
нарушения прав журналистов. Разве не
дело и не долг Министерства,
существующего на деньги
налогоплательщиков, создавать
нормальные условия для работы
журналистов и СМИ? Почему же оно должно
их «заставлять»? Кто дал ему на то
право? Поправки
к Закону о СМИ направлены, прежде всего,
против региональных станций и против
интересов провинциального зрителя! В
результате региональным станциям
придет «полный хабар», то есть зрителя
в областях хотят вынудить смотреть
преимущественно «Хабар», КТК и НТК!
Помимо его воли и желания! Кто дал это
право «мудрецам» из министерства?
Налогоплательщик? Избиратель? Простой
казахстанец? Ведь именно население
страны окажется самой главной жертвой
планируемых нововведений! Того самого простого
казахстанца, для которого телевидение
остается единственным на сегодня
бесплатным видом услуг, пытаются также
заставить обратиться к услугам
платного кабельного телевидения.
Только в таком случае, если поправки к
Закону будут приняты, у рядового и
небогатого казахстанского
телезрителя останется возможность
смотреть программы российских каналов.
Напомню, что за пакет программ «Универсальный»
в кабельной сети «Алма - ТВ»,
позволяющий смотреть, кроме прочего,
каналы российского ТВ, каждой семье,
например, приходится платить
ежемесячно 7 долларов США! И стоит еще
расследовать, не собирается или не
собрался уже «семейный концерн»
заниматься кабельным ТВ? И не
лоббируются и в таком случае чьи-то
весьма конкретные корыстные интересы Почему Министерство считает
возможным предлагать в Закон о СМИ
поправки, ограничивающие
конституционное право каждого
гражданина страны на получение и
распространение информации? Эксперты и большинство самих
телекомпаний уверены, что предстоящие
поправки в Закон «О СМИ» вряд ли
помогут телекомпаниям успешно
развиваться. А министр с легкостью
заявляет: «Конечно, без жертв не
обойтись. Пострадают, может быть, три-четыре
телекомпании». И добавляет: «Если они
будут продолжать работать в таких же
условиях, через год-два они все равно
обанкротились бы». Кто дал министру
право решать судьбу телекомпаний и
определять, какие условия будут хороши
для их деятельности? Министр с
легкостью готов на «жертвы». А сколько
уже этих жертв было? Мало их? И почему
можно относиться спокойно хотя бы к
одной даже жертве? Кто дал министру
право решать судьбу людей? Ведь каждый
телеканал в регионе - это несколько
десятков работников, зарабатывающих
средства к существованию уже для сотен
членов их семей. И кто дал министру право
ограничивать 20 процентами количество,
к примеру, российского вещания для
русскоязычного зрителя? Это что,
способствует общественному согласию в
Казахстане? А кто дал право ограничить
доступ казахского населения к тем же
программам российского ТВ? Или кому-то
просто не хочется, чтобы из программ
российских каналов население страны
могло получить информацию о фактах
коррупции, связанных с верхушкой
руководства Казахстана? Не случайно на
протяжении последних лет неоднократно
власти пытались в таких случаях
временно закрыть
вещание российских станций на
территорию Казахстана, а в случае с
контролируемым «ОРТ-Казахстан»
обозреватели несколько раз обращали
внимание на то, что «крамольные»
сюжеты и программы просто элементарно
вырезались из ретранслируемой записи
вещания ОРТ. И разве о создании равных для
всех условий печется Министерство,
которое вдруг в 2000 году передает в
управление подозрительно неизвестной
никому компании «КВК - Казахстанской
Вещательной Корпорации» почти все
технические телекоммуникационные
средства республики, которые были до
того в распоряжении Министерства
культуры, информации и общественного
согласия? Речь идет о телевизионных
вышках, телецентрах, передатчиках и
другом дорогостоящем оборудовании,
зданиях, транспорте…. И вообще, целое
Республиканское государственное
казенное предприятие телевещания,
радиовещания и радиосвязи «Казтелерадио»
реорганизовано в ОАО «Казтелерадио» и
передано в управление КВК! Почему? И
кто стоит за этим? Не тот ли семейный
клан, которому позволено все в этой
стране? Мы можем задать министру А.Сарсенбаеву
и его министерству гораздо больше
вопросов… В этой статье не
рассматриваются другие поправки к
Закону о СМИ: например, удивившая всех
своим непрофессионализмом и
нереальностью идея абсолютно все
интернет-сайты считать средствами
массовой информации и регистрировать
их соответственно в Министерстве!
Невыполнимая физически, но
потенциально необходимая властям
статья закона, с помощью которой они
попытаются бороться с инакомыслием в
интернете. Мы не говорим здесь и о
перечеркивающем все немногие
достоинства предыдущего Закона «О СМИ»
предложении ввести ответственность
журналистов и СМИ за цитирование
других материалов и публикаций! С
помощью этой статьи закона можно
вообще ограничить перепечатку или
даже ссылки на зарубежные материалы,
разоблачающие коррупцию в стране.
Можно таким образом заткнуть рот и
немногим оставшимся критическим СМИ,
смелость которых могла проявляться
только в цитировании других, свободных
от угрозы расправы изданий и агентств. Практика закрепления в
законодательстве подобных мер
контроля и регулирования СМИ
наверняка не принесет ожидаемых для
правительства результатов, но вполне
может еще более испортить имидж
Республики Казахстан,
дискредитировать декларируемый в
стране курс на развитие демократии,
свободы бизнеса. Практически ни одно
из предложений команды министра
Сарсенбаева не соответствует идее
создания благоприятных условий для
свободы и деятельности СМИ. Видимо,
такими целями в этом ведомстве и не
озадачивались! Даже якобы «прогрессивное»
предложение об обязательных ответах
официальных лиц и чиновников на
запросы журналистов не является
изобретением сарсембаевского
министерства и уже заложено в
существующих уже несколько лет
законах. Скорее всего, это якобы
прогрессивное начинание Министерства
было в спешном порядке добавлено к
предложениям, дабы сгладить эффект от
основных, реакционных по характеру,
поправок, направленных в парламент
первоначально. Министр заверяет, что готов к
любой форме дискуссии… Увы, в прошлом
году и ранее Интерньюс-Казахстан
обращался к Министру с открытыми
письмами и вопросами по поводу
нарушения законов и правил, касающихся
вещания в Казахстане. Ни на одно ответа
не получено. Что интересно, в нарушение
существующего законодательства… Хочется верить, что рано или
поздно на эти и другие вопросы
отвечать придется. Олег
Кациев, Директор Internews Kazakhstan. |