Internews Network KazakhstanЭлектронный Бюллетень Internews Kazakhstan

Содержание очередного номераСодержание номераНовости в БюллетенеРазличные ситуации с точки зрения законаТехнологииПресса о радио и телевиденииАрхив бюллетеней Internews Казахстан

Оператору запретили продолжать съемку заседания Правительства…

 «Мы попали в следующую ситуацию. Оператору телестанции (у оператора есть аккредитация) было разрешено присутствовать и осуществлять съемку заседания Правительства, но через некоторое время оператору запретили производить съемку и попросили покинуть зал. Правомерным ли было это требование?» - спрашивает одна из телекомпаний.

Комментарий юриста Интерньюс-Казахстан Сергея ВЛАСЕНКО:

Давайте познакомимся с требования нормативных актов, которыми следует руководствоваться журналисту (оператору) в подобных ситуациях.

Вначале обратимся к Конституции Республики. Статья 20 Конституции предоставляет право гражданам свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом, способом.

Закон «О средствах массовой информации» определяет обязанности, которые возложены на государственные органы с тем, чтобы для граждан были реализованы гарантированные конституционные права, о которых было сказано выше.

Статья 2 Закона «О средствах массовой информации» говорит о том, что государственные органы обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.

Статья 18 Закона «О средствах массовой информации» обязывает государственные органы на равных условиях предоставлять информацию в случае обращения представителей средств массовой информации (независимо от формы собственности и принадлежности СМИ), за исключением информации, отнесенной к государственным секретам.

Статья 20 Закона «О средствах массовой информации» дает право журналисту посещать государственные органы в связи с осуществлением своих служебных обязанностей, присутствовать на всех мероприятиях, проводимых аккредитовавшим его органом, за исключением случаев, когда принято решение о проведении закрытого мероприятия. Кроме того эта статья предусматривает, что журналист вправе производить записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемку, за исключением случаев, запрещенных законодательными актами Республики Казахстан.

Из вышеизложенного следует, что в случае, о котором пишет телекомпания, журналист, оператор были вправе присутствовать на заседании Правительства, кроме тех случаев, когда такое заседание объявлено закрытым или там будут рассматриваться вопросы, относящиеся к государственным секретам.

Те, кто запрещает оператору съемку, должны в каждом конкретном случае ссылаться на законодательный акт, на основании которого это запрещается делать. Это позволит в дальнейшем обжаловать действия лица, неправомерно запретившего съемку.

Как видите, запрет на съемку должен быть установлен только законодательными актами, а таковыми в соответствии с законом «О нормативных правовых актах» являются - конституционный закон; указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона; кодекс; закон; указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона; постановление Парламента Республики Казахстан; постановления Сената и Мажилиса.

Все остальные документы являются подзаконными нормативными правовыми актами.

Не лишним будет заглянуть в подзаконные нормативные акты.

Уже говорилось о том, что Закон «О средствах массовой информации» предусматривает проведение закрытых мероприятий. Эта норма закона получает свое развитие в пункте 10 Регламента Правительства, где предусматривается рассмотрение Правительством ряда вопросов на своих закрытых заседаниях.

Регламент Правительства не определяет правила поведения журналиста, оператора во время заседания. Пользуясь этим, отдельные сотрудники аппарата правительства начинают произвольно устанавливать свои правила поведения для журналистов, операторов, совершенно забывая о том, что существует еще один подзаконный акт, используя который и осуществляют свою деятельность журналист, оператор.

Речь идет о Правилах аккредитации журналистов средств массовой информации и информационных агентств при государственных органах или организациях. Пункт 14 Правил закрепляет право журналиста присутствовать на всех заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшим органом, за исключением случаев, когда принято решение о проведении закрытого мероприятия.

Следовательно, из подзаконных актов также следует, что журналист, оператор вправе присутствовать на всех заседаниях, за исключением тех случаев, когда идет закрытое заседание.

Итак, подведем итог.

Журналист вправе посещать государственные органы для получения информации, но он должен иметь при себе удостоверение журналиста и редакционное задание. Журналист, оператор вправе присутствовать на всех заседаниях, за исключением тех случаев, когда идет закрытое заседание.

Из вышеизложенного также следует, что законодательство рассматривает открытость деятельности государственных органов и возможность граждан получать достоверную информацию - как одну из гарантий возможности граждан осуществлять контроль за деятельностью органов государственной власти.

Пишите Сергею Власенко по адресу: [email protected]

Тексты извлечений из кодексов, законов, указов и постановлений, регулирующих деятельность средств массовой информации в Казахстане можно найти по адресу: http://www.internews.kz/rus/law/index.htm

Комментарии Сергея Власенко к различным ситуациям, в которые попадают журналисты при исполнении ими своих профессиональных обязанностей, можно найти по адресу: http://www.internews.kz/rus/law/situation/index.htm

 

Предыдущая страница бюллетеняСледующая страница бюллетеня