Internews Network KazakhstanЭлектронный Бюллетень Internews Kazakhstan
Содержание очередного номераСодержание номераНовости в БюллетенеРазличные ситуации с точки зрения законаТехнологииПресса о радио и телевиденииАрхив бюллетеней Internews Казахстан

Президент Н.Назарбаев: «Свобода слова не должна превращаться в инструмент дезинформации общественности и дискредитации государства»

19 апреля в Астане Президент Казахстана Н.Назарбаев провел совещание с руководителями правоохранительных органов страны по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией.

Сам глава государства назвал разговор «довольно жестким», а главной темой разговора стала его же формулировка: «надо показать населению, что мы сильны, власть есть, и она действует».

О ситуации со СМИ глава государства говорил в весьма эмоциональных выражениях, причем, как написала газета «Панорама» от 21 апреля, «его оценки были крайне резки даже на фоне характеристики обострения отношений с оппозицией и международного резонанса внутриказахстанских событий». Обращаясь к присутствующим, Президент сказал (см. сноску):

«…И предстоящие годы независимости не дают нам оснований успокаиваться - угрозы независимости Казахстана пока сохраняются. И наша общая задача - предотвратить эти угрозы. А пока я вынужден констатировать беззубость действий правоохранительных органов в защите не только интересов государства, но и своей собственной репутации. Почему вы, люди в погонах, облеченные такой властью, не даете отпор всякого рода провокаторам и очернителям?»

О деятельности СМИ Президент Казахстана сказал следующее (речь цитируется по тексту выступления, опубликованному в газете «Казахстанская правда» от 21 апреля 2000 года):

«Некоторые общественные движения и средства массовой информации нарушают Конституцию и законы, разжигают межнациональную рознь, оскорбляют достоинство людей, выступают против конституционного устройства, шельмуют собственную страну, в которой они живут, гражданами которой они являются. Однако они не несут за это ответственности…

- Разжигание страстей, противопоставление ведет к хаосу и похоронам демократии вообще. Народу нужны стабильность и спокойствие. И народ будет вправе потребовать изменить отношение к такой свободе, и будет прав. Неужели в этом цель наших радетелей демократии? - задается вопросом Н. Назарбаев.

Можно было бы ожидать, что именно СМИ станут опорой молодого государства и молодой демократии в формировании облика патриотично настроенного, законопослушного гражданина.

Однако что происходит на самом деле? Средства массовой информации, как государственные, так и негосударственные, в погоне за прибылью и сенсацией забыли о том, что они казахстанские СМИ. Судя по их публикациям, в Казахстане дела так плохи, что дальше некуда. А ведь это откровенная ложь!

Даже зарубежные средства массовой информации более объективны, даже они, при всем, может быть, своем нежелании, признают наши успехи.

Несомненно, свобода слова - одно из главных завоеваний демократии, но свобода слова не должна превращаться в орудие сведения личных счетов, в инструмент дезинформации общественности и дискредитации государства.

Вместо того, чтобы осуществлять информационную поддержку судов и правоохранительных органов, содействовать формированию высокой правовой культуры граждан, появилась практика шельмования всей правоохранительной системы, представления ее как пораженной коррупцией.

В результате у граждан появляется мотивация к противоправному поведению, неверие в силу закона и справедливость власти, а на международной арене подрывается имидж Казахстана.

Между тем за рубежом формированию положительного имиджа государства, особенно его правоохранительных структур, уделяется огромное внимание. И в этом участвует все общество, все институты власти.

Надо посмотреть, как финансируются наши СМИ, кто владеет ими и, главное, как они исполняют законы «О средствах массовой информации» и «О национальной безопасности». Думаю, выяснится много интересного. Возможно, мы выйдем на заграничные следы, считает Президент.

Каждый гражданин, в том числе и журналист, должен работать в правовом поле, в рамках закона. Неужели наши журналисты не понимают, что и без их «усилий» за пределами страны хватает желающих представить ситуацию в Казахстане в превратном свете? Есть ли у отдельной части нашей пишущей братии добрые чувства к Казахстану, в трудных условиях становящемуся на ноги, невольно не преследуют ли они цель - развалить страну?

С другой стороны, члены Правительства, министерства редко встречаются с руководителями СМИ, не разъясняют ситуацию.

«Отличился» даже государственный телеканал «Хабар», который в погоне за мнимой объективностью и независимостью дает тенденциозное освещение судебного процесса в Усть-Каменогорске над группой заговорщиков. Вместо того, чтобы дать возможность высказаться всем сторонам, слово предоставляется российскому консулу, который в зале суда проявлял откровенное неуважение и игнорирование законов Казахстана.

- Хватит поливать грязью Казахстан, хватит заниматься очернительством ситуации в стране и дискредитацией власти. Я предупреждаю. Все эти годы я защищаю свободу слова. Не была незаконно закрыта ни одна газета, не запрещена ни одна общественная организация. Но давайте вместе строить страну будущего. Речь идет не об ограничении свободы слова, а об ответственности перед законом и об элементарном порядке, - подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

Сегодня на этом совещании, где рассматривается вопрос, обсуждение идет откровенное. Мы сами говорим о проблемах. Вообще-то журналистов могли и не допустить, как это было недавно на встрече нашей оппозиции, позорно поползшей к представителям буржуазного мира. Но вы присутствуете.

Удивляет позиция тех, кто должен стоять на страже закона. На страницах печатных СМИ, особенно негосударственных, массированным потоком идут публикации, не только в превратном свете представляющие Казахстан, но прямо посягающие на наш конституционный строй.

Куда смотрит наша Генеральная прокуратура, вечно проявляющая свою нерешительность и боязнь? Сколько можно говорить, что Министерство культуры, информации и общественного согласия должно отвечать за формирование единого информационного пространства Казахстана, за формирование положительного имиджа республики как внутри страны, так и за ее пределами? Приходится констатировать - у нас до сих пор нет внятной и продуманной информационной политики. Пока только разговоры.

Сегодня необходима система мониторинга СМИ, требуется совершенствовать механизмы предупреждения фактов предоставления необъективной информации, «заказного» компромата, а также прямого или косвенного лоббирования заказанных решений.

Следует также изучить, считает Президент, возможность создания специализированного органа (типа Информационной палаты), предназначенного для разрешения споров и иных дел, вытекающих из требований журналистской этики».

24 апреля в Алматы Генеральный прокурор Ю.Хитрин, министр культуры, информации и общественного согласия А.Сарсенбаев и заместитель руководителя Администрации Президента республики - заведующий государственно-правовым отделом К.Мами встретились с представителями СМИ.

Выступая перед журналистами, они сказали, что органы власти в настоящее время не имеют прямого влияния на публикации и свою позицию до населения доводят через оформление госзаказа. Г-н Сарсенбаев подчеркнул необходимость соблюдения закона «О СМИ», конструктивных и деловых взаимоотношений между СМИ и властью с тем, чтобы в публикациях и передачах предоставлялась бы возможность изложить свою точку зрения всем заинтересованным сторонам. А.Сарсенбаев заявил также, что никаких массовых проверок деятельности СМИ (в том числе финансовых) не предполагается. Они будут проходить в обычном порядке, в случае поступления жалоб.

На встрече с журналистами государственных изданий - газет «Казахстанская правда» и «Егемен Казакстан», телеканалов «Казахстан-1», «Хабар», информационного агентства КазААГ 24 апреля в Алматы Президент Казахстана вновь напомнил некоторые тезисы своего выступления на совещании по борьбе с преступностью и коррупцией и затронув тему СМИ, сказал, что надо правильно понимать свободу слова в средствах массовой информации (цитируется по тексту, опубликованному в газете «Казахстанская правда» от 25 апреля 2000 г.):

«За это дело мы будем наказывать. Никому не позволено разжигать национальную рознь, выступать против государственности, шельмовать страну. Мы говорим сегодня о гласности и, безусловно, должны прийти к свободе слова, но это случится только тогда, когда все, начиная с Президента до простого человека, станут законопослушными гражданами. Мы должны стать правовым государством».

По сообщениям СМИ.

От редакции. Увы, СМИ сегодня выступают в роли «мальчиков для битья», на которые власть перекладывает свою ответственность за ситуацию в стране. Недовольство властей казахстанскими СМИ зрело давно и началось не вчера. «Залихорадило» масс-медиа в мае 1998 года, когда Генеральный прокурор Ю.Хитрин возбудил уголовное дела против всех СМИ, обвинив их «в распространении сведений, не соответствующих действительности, а также высказываниях, порочащих честь и достоинство граждан республики, должностных лиц, оскорбляющих конкретные государственные органы».

 Уже тогда журналисты высказали мнения о том, что заявление Генеральной Прокуратуры вызвано тем, что, государство хотело бы по-прежнему владеть умами людей и для этого стремиться вернуть себе контроль над информационным пространством. Однако в развитых странах государство выполняет лишь функции «ночного сторожа» и следит только за тем, чтобы не нарушались демократические принципы, но не претендует на монополию в информационной сфере и на власть над умами и душами живущих в нем.

Два года назад, комментируя инициативу Генпрокуратуры, министр культуры, информации и общественного согласия А.Сарсенбаев заявил: «Не думаю, что наша пресса в целом заслуживает столь подозрительного отношения» и добавил, что надо реагировать и возбуждать дела по конкретному факту нарушения СМИ законодательства. «Прессу нужно не только поправлять, но и помогать ей выживать в жестких рыночных условиях», - таковы слова г-на Сарсенбаева.

В конце мая 1998 года Юрий Хитрин заявил, что решение о возбуждении уголовного дела по факту нарушения Закона о печати отдельными СМИ было принято лично им, а уголовное дело против СМИ носит «больше предупредительный характер». В дополнение Генпрокурор заявил, что «свобода не означает вседозволенности».

Тогда же председатель КНБ А.Мусаев заявил, что «есть необходимость в разработке четкого механизма приостановления деятельности политических партий и СМИ, подрывающих национальную безопасность».

26 июня 1998 года вступил в силу Закон «О национальной безопасности Республики Казахстан», в котором было отражено понятие «информационная безопасность».

На поверку «дело против СМИ» оказалось «мыльным пузырем»: из 279 печатных материалов, которые изучались МВД на предмет их правомочности, большинство были признаны не носящими в содержании состава преступления.

Но как камень, брошенный в воду, дает круги, возбуждение уголовного дела против всех СМИ повлекло за собой пристальное внимание со стороны властей к их деятельности.

В 1998 году было инициировано «дело» против шымкентских станций: Комиссия по распределению частот решила обратиться в суд по поводу отзыва лицензий на вещание у шымкентских станций «Отырар» и «ЮМАКС-Радио» по причине неисполнения ими Закона «О языках».

В 1999 году Генпрокурор продолжал настаивать на том, что СМИ нередко в публикациях используют непроверенную информацию и допускают передергивание фактов.

В 1999 году инициирование «дел» против СМИ продолжалось: в газетах было опубликовано письмо, подписанное 70 казахскими интеллигентами, в котором они обвинили СМИ в негативном влиянии на жизнь общества, в несоблюдении закона «О языках». Начались судебные преследования со стороны властей актюбинской газеты «Диапазон», была закрыта независимая оппозиционная газета «Дат».

 5 мая 1999 года казахстанские журналисты собрались за круглым столом и обсудили проблемы свободы слова и СМИ в Казахстане. Тогда же эксперты признали, что говорить о свободе слова в Казахстане преждевременно.

Президент Казахстана Н.Назарбаев неоднократно выступал со своими оценками ситуации со СМИ в Казахстане.

Вот лишь несколько цитат из различных выступлений Президента:

«Мы обязаны всемерно наращивать то, что уже достигнуто нами в сфере свободной, не подцензурной и независимой прессы. Правительству необходимо рассматривать свободный доступ журналистов к информации не как собственную милость, а как долг перед общественным мнением.

Мы должны работать над искоренением препятствий, которые все еще остаются на пути свободной прессы в нашей стране. Поэтому мы должны пойти по пути приватизации ряда государственных средств массовой информации. Мы начнем процесс приватизации многих государственных книгоиздательств. Наличие независимых средств массовой информации и увеличение их числа при всех издержках означает рост открытости в обществе» (выступление 30 сентября 1998 года в Астане на совместном заседании палат Парламента с традиционным ежегодным Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана) - более подобную информацию см., пожалуйста, в бюллетене N 20 за 1998 год.

Выступая 30 ноября 1998 года в Алматы перед дипломатическим корпусом, аккредитованным в республике, Президент, заявил, что ни одно средство массовой информации в Казахстане не было закрыто по политическим мотивам. Другой вопрос - если у СМИ были проблемы с налоговым или уголовным законодательством - более подобную информацию см., пожалуйста, в бюллетене N 25 за 1998 год.

«Сегодня в Казахстане нет цензуры, и свободный голос журналистов отражает весь спектр точек зрения в нашем обществе, - сказал Президент в своем выступлении 31 марта 1999 г. на совместном заседании палат Парламента. - Но сегодня свобода слова и права журналистов должны быть надежно защищены.

Поэтому подготовлен новый либеральный закон «О средствах массовой информации» (Закон «О СМИ» вступил в действие 23 июля 1999 года - ред.).

Я поручил министру культуры, информации и общественного согласия лично следить за тем, чтобы по всем заслуживающим внимания жалобам на требования нарушения закона было немедленно начато активное расследование. Мы сделаем все, чтобы свободное слово и свободная пресса были полностью ограждены от любых форм давления» - более подобную информацию см., пожалуйста, в бюллетене N 7 (34) за 1999 год .

Коснулся вопросов по СМИ Президент и в своем выступлении 1 сентября 1999 года на совместном заседании палат Парламента: «К самой строгой ответственности будет привлечен любой государственный чиновник, совершивший в отношении СМИ действия, которые могут быть истолкованы как цензура, либо вмешательство в работу СМИ».

Он заявил также, что новый закон о СМИ реально обеспечивает и защищает демократические права журналистов. В то же время, по мнению главы государства, принцип свободы слова, как и любой другой правовой принцип, не может означать лишь право на абсолютную свободу получения и распространения информации; он налагает и высокую ответственность на СМИ и журналистов.

Поэтому, по его словам, в соответствии с конституционными нормами в закон включено и усилено положение о недопущении использования СМИ для пропаганды идей насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны. Сохранено и положение об ответственности средств массовой информации за распространение сведений, не соответствующих действительности и подрывающих деловую репутацию, честь и достоинство гражданина или юридического лица - более подробную информацию см., пожалуйста, в бюллетене N 15 (42) за 1999 год.

От редакции. Итак, Президент Казахстана не раз декларировал свою приверженность курсу на свободу слова и печати. Неужели сейчас ситуация изменилась?

Вначале власти погрозили СМИ пальцем. СМИ «не вняли». Печальнее всего то, что власти по отношению к СМИ оперируют больше эмоциями и декларациями, нежели законами. Да и в законодательстве о СМИ, приходится признать, много «белых пятен» и неясных мест, которые можно трактовать неоднозначно.

Сегодня у казахстанских журналистов много поводов опасаться, что начинается «охота на ведьм». Казахстанский рынок СМИ изобилует информационными войнами, идет монополизация СМИ и передел собственности. Но эти вопросы, похоже, Генпрокуратуру и власти мало интересуют. Они больше озабочены сохранением «чести мундира».

Есть серьезные основания считать, что полученная «свыше» команда «выстроить в ряд» журналистов и СМИ на деле будет означать фактическое введение цензуры (запрещенной Конституцией Республики Казахстан) и репрессий на независимые газеты и телерадиокомпании. В лексиконе высших государственных деятелей появились такие слова как «враги», «откровенная ложь», «дезинформация общественности и дискредитация государства», «шельмуют собственную страну»…

Журналисты подозреваются в стремлении развалить государственные и моральные устои, в намеренной подрывной деятельности. Вся эта лексика и политические ярлыки вернулись к нам из далекого прошлого, казалось бы, забытого навсегда. Логически из этого могут вытекать уже политические судебные процессы и репрессии.

Даже если до этого не дойдет, то все равно акция, предпринятая властью, должна по замыслу ее режиссеров, принести свои плоды: запугать и без того запуганных и бесправных журналистов и зависимых во всем от власти собственников частных СМИ.

В очередной раз журналистов и вообще СМИ унизили публично…Осталось только ждать публикаций в прессе «откликов» трудящихся и деятелей культуры, поддерживающих начало «наведения порядка»? Так действительно, в правовом ли государстве мы живем?

Содержание очередного номераСледующая страница бюллетеня