Internews Network KazakhstanЭлектронный Бюллетень Internews Kazakhstan
Содержание очередного номераСодержание номераНовости в БюллетенеРазличные ситуации с точки зрения законаТехнологииПресса о радио и телевиденииАрхив бюллетеней Internews Казахстан

Комментарий юридической службы Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз»:

Сегодня глобальная сеть Интернет - это своего рода виртуальное сетевое сообщество со своими возможностями и средствами, языком и менталитетом. Здесь пока нет общепризнанных правил поведения, имеющих обязательную силу. Отсутствует цензура и самоцензура. Отсюда максимально широко понимаемая информационная свобода и, как следствие, - нередки случаи совершения киберправонарушений. Незаконные сделки по торговле наркотиками и оружием, компьютерные кражи (хакерство), нарушение авторских и личных неимущественных прав, распространение ложной информации - вот далеко не полный перечень действий, считающихся правонарушениями с точки зрения национального законодательства любой страны.

Защита охраняемых законом прав граждан и борьба с киберпреступностью - прямая функция государства. Попытки (может быть, не совсем удачные) как-то решать эти проблемы в сети Интернет - в мире не новость. Только ЕС в период с 1981 по 1997 гг. принял 10 нормативных актов по таким вопросам. В России это федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене» и некоторые другие. Во многих странах в составе правоохранительных органов созданы спецподразделения по борьбе с преступностью в сфере высоких технологий и, прежде всего, в сфере компьютерной информации и телекоммуникаций. В самом Интернете уже обсуждается тема законности использования специальных систем для оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) на электросетях связи.

Не стоит этому удивляться. Свобода одного заканчивается там, где начинается охраняемая законом свобода другого. Право на получение и распространение информации не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность (ст.12 и 20 Конституции РК).

Иной вопрос, как это сделать. Либо, как раньше, тишком-молчком, в стороне от мирового опыта, с подозрением общественности на введение цензуры и за счет добровольно-принудительных спонсоров, либо гласно, на основе международных стандартов и Конституции РК, в интересах граждан создать законодательную базу защитных действий от злоупотреблений информационной свободой. Негативное отношение общественности к таким защитительным шагам государства - это, прежде всего, следствие недостаточной убедительности, последовательности, гласности и законности в действиях исполнительных органов.

Учитывая сегодняшние технические возможности, любые решения, принятые без учета мнений общества, в этих вопросах, тем более в виртуальном мире, однозначно работать не будут.

 

Предыдущая страница бюллетеняСледующая страница бюллетеня