Internews Network KazakhstanЭлектронный Бюллетень Internews Kazakhstan
Содержание очередного номераСодержание номераНовости в БюллетенеРазличные ситуации с точки зрения законаТехнологииПресса о радио и телевиденииАрхив бюллетеней Internews Казахстан

Реклама в СМИ лекарственных средств

Одна из телекомпаний спрашивает: «ТОО предложило нам рекламный ролик о лекарствах. Существуют какие-либо ограничения на показ рекламы о лекарственных средствах, кроме установленных Законом «О средствах массовой информации»?»

Комментарий юриста Представительства Интерньюс Нетуорк в Казахстане Сергея Власенко:

Ныне действующий Закон «О средствах массовой информации» от 23 июля 1999 года не устанавливает каких-либо ограничений на рекламу лекарственных средств. Ограничения содержались в старом Законе «О печати и других средствах массовой информации». В этом законе в отношении лекарств было записано следующее: «Запрещается реклама продажи государственных наград, а также медикаментов или способов лечения, не санкционированных Министерством здравоохранения Республики Казахстан».

А сейчас обратимся к нормативным актам, регулирующим рекламу лекарственных средств.

Есть статья 17 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 23 ноября 1995 г. N 2655 «О лекарственных средствах», согласно которой реклама лекарственных средств должна быть достоверной. Порядок выдачи разрешений на рекламу лекарственных средств определяется Министерством здравоохранения Республики Казахстан.

Из этого следует, что ТОО должно иметь соответствующее разрешение на рекламу лекарственных средств от Министерства здравоохранения.

Такое разрешение выдается в соответствии с Приказом Министра здравоохранения, образования и спорта Республики Казахстан от 9 сентября 1999 г. N 388 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на рекламу лекарственных средств» (извлечение). В основном эти требования касаются рекламодателя, но есть и нормы, имеющие прямое отношение к средствам массовой информа­ции:

2. Общие положения

2. Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний и без применения технических средств именно как реклама, непосредственно в момент ее предоставления, независимо от формы или от используемого средства распространения.

3. Реклама лекарственных средств проводится на основании разрешения Комитета здравоохранения Министерства здравоохранения, образования и спорта Республики Казахстан (далее - уполномоченный орган) после предварительной экспертизы рекламного материала Республиканским государственным казенным предприятием «Центр лекарственных средств «Дарi-Дармек» и его территориальными организациями. Рекламное объявление должно содержать подстрочную информацию о его разрешении уполномоченным органом.

4. Рекламораспространитель вправе размещать рекламу только после предоставления рекламодателем разрешения уполномоченного органа на рекламу лекарственных средств. (Данный пункт имеет прямое отношение к средствам массовой информации. Требуйте от рекламодателя разрешение - ред.).

5. Запрещается реклама лекарственных средств, незарегистрированных в Республике Казахстан.

6. Реклама лекарственных средств должна представляться в такой форме, из которой было бы ясно, что рекламируемое средство применяется в медицине.

7. Реклама наркотических средств и психотропных веществ может осуществляться исключительно в специализированных печатных изданиях, рассчитанных для медицинских и фармацевтических работников.

8. Реклама лекарственных средств рецептурного отпуска может осуществляться среди специалистов, имеющих право назначать и распространять лекарственные средства.

9. Среди населения допускается реклама только лекарственных средств, подлежащих безрецептурному отпуску, перечень которого утверждается Комитетом здравоохранения Министерства здравоохранения, образования и спорта.

10. Рекламирование лекарственных средств должно способствовать более рациональному их применению, представлять объективную информацию и не преувеличивать терапевтических свойств.

11. Независимо от формы реклама должна соответствовать фармакологическим данным о лекарственных средствах, полученным при клинических исследованиях.

12. Реклама лекарственных средств подразделяется на рекламу, предназначенную для специалистов и рекламу среди населения.

13. Реклама лекарственных средств в Республике Казахстан распространяется на государственном и русском языках.

14. Реклама лекарственных средств, предназначенная для специалистов, допускается в специализированных изданиях, через справочно-информационные центры, кабинеты фармацевтической информации, на конференциях, симпозиумах, выставках и так далее».

Продолжение - в следующем номере.

Сергей Власенко, юрист Представительства Интерньюс Нетуорк в Казахстане.

Пишите Сергею Власенко по адресу: [email protected]

Тексты извлечений из кодексов, законов, указов и постановлений, регулирующих деятельность средств массовой информации в Казахстане можно найти по адресу: http://www.internews.kz/rus/law/index.htm

Комментарии Сергея Власенко к различным ситуациям, в которые попадают журналисты при исполнении ими своих профессиональных обязанностей, можно найти по адресу: http://www.internews.kz/rus/law/situation/index.htm

 

Предыдущая страница бюллетеняСледующая страница бюллетеня