Internews Network KazakhstanЭлектронный Бюллетень Internews Kazakhstan
Содержание очередного номераСодержание номераНовости в БюллетенеРазличные ситуации с точки зрения законаТехнологииПресса о радио и телевиденииАрхив бюллетеней Internews Казахстан

«Поп корн» отечественного телевидения

Generation next - новое поколение тинэйджеров сегодня выбирает не только пепси и компьютерные игры, но и многочасовое сидение у телевизора. Он сегодня есть в каждой семье, а кабельное телевидение предлагает клиентам уже до нескольких десятков каналов.

Медики бьют тревогу: просмотр боевиков и триллеров, которые крутят на телеканалах в любое время суток, оказывает пагубное влияние на неокрепшую подростковую психику. Именно поэтому Ассоциация школьных общественных организаций (АШОО) Казахстана, презентовав свою новую программу “Зонтик безопасности”, обратилась к местным СМИ с просьбой ввести возрастные ограничения при просмотре целого ряда фильмов и программ. Но медицинский аспект - тема для отдельного разговора.

Попробуем ответить на вопрос: «а что могут посмотреть сегодня казахстанские дети и подростки на отечественном ТВ»? Увы, даже беглый просмотр программы передач убеждает в том, что выбирать «поколению пепси» не приходится. «Рацион» детских передач и передач для подростков на местных телеканалах, увы, весьма скуден.

Кто-то может возразить, что есть целый канал для детей и подростков на кабельном ТВ. Но во-первых, кабельное телевидение есть не в каждом доме, а во-вторых, канал Nickelodeon отличается, мягко говоря, не совсем высоким интеллектуальным уровнем (показ откровенно глупых передач и фильмов уже вызывал неоднократные нарекания со стороны родителей).

Средства массовой информации - мощный инструмент формирования общественного мнения. Поэтому обществу должно быть не все равно, какие идеи и принципы с его помощью впитывает в себя подрастающее поколение.

Согласно социологическим опросам, подростки хотели бы больше смотреть “научно-познавательных и программ о животных”. Среди любимых передач подростков от 10 до 13 лет - “Сам себе режиссер”, “Поле чудес”, “Угадай мелодию”, в возрасте от 13 лет и старше - “Джентльмен-шоу” и КВН (все передачи показываются на российских телеканалах). Местное телевидение пока не способно сеять «разумное, добро, вечное» для подростков или хотя бы разговаривать с ними на их языке. На отечественных телеканалах нет хороших познавательных и развлекательных передач, игровых шоу.

Отдельные телеканалы пытаются делать качественные передачи для детей и подростков: «Зооазбука» на КТК, «Каля-маля» и ток-шоу «Я, бабушка и все, все, все…» на «Хабаре», ток-шоу «Молодежь - no problem?» на «Казахстан-1». В Казахстане выходит 15 теле- и радиопрограмм, выпускаемых при участии детей и подростков. Некоторые получают не только общественное признание, но и призы на различных фестивалях. Так, детская редакция телекомпании "Отырар" из Шымкента заняла первое место с программой "Час без родителей" в номинации "Лучшая детская программа" на IV Республиканском Конкурсе телевизионных и радиопрограмм "Алтын Жулдыз" в 1999 году.

Недавно «Хабар» запустил новые проекты - интеллектуальное телешоу фирмы LG “Лидер XXI века” и интеллектуальную игру “Город будущего”, в основе которой лежит программа “Дебаты”, основанная Институтом Открытого общества и Фондом Сороса.

Увы, все перечисленное - лишь капля в «море» детского информационного пространства. Почти нет детских передач и на радио. Ничего не слышно о продолжении проекта первого национального мульт­сериала “Новые приключения Алдара Косе”.

Создатели детских передач в один голос говорят о том, что очень трудно найти деньги для их производства: спонсоры и рекламодатели не торопятся «засветиться» в таких передачах.

Те же проблемы - и у детских видеостудий. 15 февраля 1997 года в телеэфир вышла первая информационная подростковая передача «Сафари», подготовленная детской видеостудией «Талисман». Программа выходила еженедельно в эфире телеканалов «Казахстан-1» и «Рахат» и даже получала призы на различных конкурсах. К сожалению, реальной помощи детская видеостудия не получила и сейчас вынуждена приостановить свою деятельность из-за материальных проблем.

Начиная со 2 ноября, на местных каналах национального и областного телевещания начался телевизионный проект в рамках кампании против курения несовершеннолетней молодежи (подробности о проекте см., пожалуйста, в бюллетене N 19 (46))

Телеканалы демонстрируют 3 телевизионных ролика, которые адресованы непосредственно родительской и подростковой аудитории. До конца года видеоролики будут показаны около 500 раз по телеканалам Хабар» и «Казахстан-1» и столько же на региональных телекомпаниях. Причем демонстрация роликов будет осуществляться бесплатно, за счет телекомпаний. В целом проект обошелся компании Philip Morris в $400 000.

Понятно, что это лишь разовая телеакция (к тому же профинансированная зарубежной компанией). Со вкусом сделанную, грамотную и остроумную социальную рекламу, направленную на подростков, сегодня на казахстанских телеканалах почти не увидишь. Причина та же - на производство качественных рекламных роликов нужны деньги, а в случае с социальной рекламой вернуть вложенные в производство деньги не удастся. А воспитательный эффект от социальных роликов, похоже, в расчет не берется.

Далеко пока и до государственной поддержки качественных передач для подростков. Сегодня казахстанские тинейджеры, усевшись перед телевизором, потребляют лишь наспех приготовленные передачи - «поп корн», а то и вовсе сидят «голодом». Однако любой врач скажет, что если есть «воздушную кукурузу» каждый день вместо полноценной пищи, со временем можно не только испортить желудок, но и серьезно заболеть.

Саида Турдиева, студентка III курса Алматинского Института Международной журналистики (АИМЖ).

 

Предыдущая страница бюллетеняСледующая страница бюллетеня