Internews Network Kazakhstan

Электронный бюллетень Internews Казахстан

Главная страница
Содержание очередного номераСодержание номераНовости в БюллетенеСитуацияТехнологииПресса о радио и телевиденииАрхив бюллетеней Internews Казахстан
Проекты Internews Kazakhstan
Новости Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Различная литература
Рекомендации Internews Казахстан
Телерадиокомпании Казахстана
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet
Select to english pages

Kazakhstan Today Co. решила ввести «единые правила» рассылки программы телепередач

24 ноября казахстанские независимые газеты получили письмо от компании Kazakhstan Today Co. (управляющая компания ОАО «Караван»), уведомляющее о предстоящих изменениях в графике рассылки программы передач телеканала ОРТ-Казахстан.

В письме за подписью директора компании Александра Шухова сообщалось, в частности, что, начиная со следующей недели (со 2 декабря - ред.) программа телепередач будет распространяться с 9-00 до 10-00 утра в четверг, накануне эфирной недели.

Письмо-уведомление о предстоящих изменениях в графике рассылки программы вызвало настоящий шок у редакционных коллективов газет.

Так, главный редактор газеты «HBC-press» из Усть-Каменогорска Олег Аплекаев сообщил, что из-за действий Kazakhstan Today Co. изданиям в Усть-Каменогорске придется переносить день выхода (газеты печатаются в ночь со среды на четверг): «Это для газет безболезненно не пройдет. Во-первых, могут возникнуть проблемы с типографией, во-вторых, придется полно­стью менять весь внутренний распорядок работы редакции, в-третьих, в связи с более поздним выходом газеты мы можем понести значительные материальные потери».

Особые проблемы в связи с изменением графика возникают у газеты «Карагандинский Вестник»: «Получение программы в четверг означает для нас, что выход газеты будет перенесен на вечер пятницы, практически на субботу (типография, в которой мы печатаемся, находится в Астане)», - сообщает коммерческий директор газеты Светлана Смелякова. «Требуя от нас подобных жертв, прежде всего связанных с огромными материальными затратами, представляет ли Kazakhstan Today Co. хотя бы примерно, что означает сдвинуть время печати!? Какие гарантии компания нам дает? Свое честное «купеческое» слово»?- риторически вопрошает коммерческий директор «Карагандинского Вестника». - В таком случае, пусть компания пришлет нам проект Договора, где будет оговорена ее материальная ответственность в случае, если хоть одна газета выйдет с программой ОРТ-Казахстан в среду или четверг».

Возмущены частные издания Актау: «Перенос даты выхода, в частности, газеты "Лада", невозможен в принципе. Мы печатаемся в Атырау, передача газетных полос происходит по Internet. Сломать сложившуюся схему работы - означает крах для нашего издания. Непонятная ситуация сегодня, 30 ноября, сложилась и с получением программы КТК. Будем Вам благодарны за рекомендации и документы, необходимые нам для подачи искового заявления на известные Вам конторы», - сообщает главный редактор газеты "Лада" Светлана Эшметова.

До середины сентября 1999 года распространением программы передач телеканала ОРТ-Казахстан занималась компания TV-media (она же вместе с компанией Premier Inter-Asia владела акциями медиа-холдинга «Караван». Подробности о частых сменах владельцев медиа-холдинга см. в бюллете­нях NN 10 (37) и 19 (46).

В середине сентября медиа-холдинг был передан в управление компании Kazakhstan Today Co. Являясь правопреемником TV-media, Kazakhstan Today Co., соответственно, получил все действующие контракты (в том числе контракты с газетами на предоставление программы передач ОРТ-Казахстан).

С просьбой прокомментировать данную ситуацию мы обратились на телеканал КТК. В программной службе нам сказали, что решение об изменении было принято в связи с пиратской перепечаткой телепропрограмм некоторыми газетами (в частности, называлась газета «Время»).

Ту же причину назвали в беседе с нашим корреспондентом директора Kazakhstan Today Co. Андрей и Александр Шуховы.

«Я не понимаю, почему эту историю с изменением графика рассылки телепрограммы нужно так драматизировать», - заявил Андрей Шухов, добавив при этом, что уже в течение трех недель наблюдает за тем, как в обычной, по его мнению, процедуре пытаются увидеть «антидемократические поползновения».

По словам г-на Шухова, газеты сейчас заняты «бессмысленной гонкой, соревнуясь друг с другом в том, кто раньше опубликует программу». А каналы, по мнению г-на Шухова, «пошли у газет на поводу». Хотя, как считает директор Kazakhstan Today Co., для самих каналов непросто составлять программы передач за две недели до вещания. И это, по словам г-на Шухова, это было первое соображение, которое подвигло компанию к решению изменить график рассылки телепрограммы.

Второе - схема дистрибуции программ телеканалов. По мнению г-на Шухова, сейчас в ней царит полный хаос: «Некоторые газеты покупают программы, некоторые перекупают у тех, кто купил. Причем, одни покупают легально, другие нелегально (скажем, у каких-нибудь технических сотрудников на телеканалах), третьи просто перепечатывают программу из газет, вышедших накануне, никому ничего не платя», - говорит г-н Шухов.

Поэтому, по словам директора Kazakhstan Today Co., компания решила бороться с «пиратами». Как сказал г-н Шухов, у Kazakhstan Today Co. имеется «черный» список газет-«пиратов», которые нелегально перекупали или перепечатывали программу, однако он отказался назвать какие-либо конкретные названия.

Г-н Шухов считает, что «легальные покупатели программы спокойно отнеслись к решению изменить график рассылки телепрограммы». Остальные начали предъявлять, по мнению директора Kazakhstan Today Co., «необоснованные претензии»: «Когда мы попросили их прислать документы, подтверждающие их отношения с TV-media, они ничего не предоставили». «Пираты» еще потому так болезненно отнеслись к решению Kazakhstan Today Co., что существовал нелегальный бизнес перепродажи программ телепередач. А мы перекрыли это», - заявил г-н Шухов. На реплику о том, что компания могла бы решить проблемы с «пиратами» в судебном порядке, г-н Шухов парировал, что «это не те деньги, ради которых стоит начинать судебные процедуры и расследования, кто у кого воровал». При этом он добавил, что по имеющимся у него сведениям, телекомпания НТК собирается подавать в суд на «пиратов».

По мнению г-на Шухова, решение Kazakhstan Today Co. «должно оздоровить обстановку и пойдет на пользу газетам, которые получат от нас эксклюзивный продукт»: «Мы гарантируем, что никто не будет получать программу раньше четверга». Директор Kazakhstan Today Co. заявил также, что компания хотела бы установить «единые для всех правила: газеты должны заключить договор с Kazakhstan To­day Co. и платить деньги за телепрограмму (это около 24 долларов в месяц - ред.), программа будет приходить в четверг утром. При этом г-н Шухов признался, что «компания не преследует коммерческий интерес, а лишь хочет создать сеть партнеров, играющих по правилам». На реплику о том, что газеты теперь вынуждены менять график выхода, г-да Шуховы ответили, что не видят здесь никакой проблемы.

Г-н Шухов проинформировал о том, что 3 телеканала «решили объединить усилия в деле наведения порядка и борьбы с «пиратами» - это КТК, НТК, ОРТ-Казахстан. При этом директор Kazakhstan Today Co. выразил надежду, что к этому пулу присоединится «Хабар» и опроверг высказывания, «которые звучат на каждом углу о том, что «Хабар» является частью нашего холдинга». По информации г-на Шухова, Kazakhstan Today Co. сейчас ведет переговоры еще с несколькими каналами, которые должны войти в пул, и уточнил, что Kazakhstan Today Co. будет распространять только программы телеканалов КТК и ОРТ-Казахстан: «Остальные телеканалы будут договариваться с потребителями напрямую».

Г-н Шухов считает, что программа телепередач является интеллектуальной собственностью и соответственно, является объектом авторского права.

Ряд газет так не считает. По их мнению, телеканалы обязаны информировать население об услугах, которые они предоставляют - если газеты при этом не берут денег, непредоставление программы (т.е. неинформирование населения) является прямым нарушением прав потребителя. Более того, газетчики полагают, что отдельные телеканалы лоббируют отдельные газеты и отказывают другим печатным СМИ в предоставлении телепрограммы даже тогда, когда газеты готовы за нее платить.

Страсти разгораются. Газетчики собираются ставить вопрос о рассылке телепрограммы перед антимонопольным комитетом, депутатами парламента, департаментами печати региональных управлений культуры, информации и общественного согласия и другими организациями.

Комментарии к статье

Комментарий юриста Интерньюс-Казахстан Сергея Власенко

Комментарий президента Международного фонда защиты свободы слова "Адил соз" Тамары Калеевой

Комментарий директора Интерньюс Казахстан Олега Кациева

Бюллетень Internews KazakhstanСледующая страница бюллетеня