Internews Network Kazakhstan

Электронный бюллетень Internews Казахстан

Главная страница
Содержание очередного номераСодержание номераНовости в БюллетенеСитуацияТехнологииПресса о радио и телевиденииАрхив бюллетеней Internews Казахстан
Проекты Internews Kazakhstan
Новости Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Различная литература
Рекомендации Internews Казахстан
Телерадиокомпании Казахстана
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet
Select to english pages

Особенности провинциальной рекламы в России

Думается, читателям бюллетеня будет интересно узнать о том, что делается на российском рекламном рынке. Тем более, что ситуации на рекламном рынке в России и Казахстане схожи. Поэтому в сегодняшнем номере мы решили перепечатать из недавнего выпуска московского журнала «Профиль» статью Валентины Бородиной и Александра Зотикова «Особенности провинциальной рекламы в России»:

«Еще недавно в России провинциальная реклама отличалась от столичной почти как «жигули» от «мерседеса». Стираются ли сегодня грани «между городом и деревней»?

У России, как известно, две беды: дураки и дороги. У российской рекламы в регионах тоже две беды.

Первая - увы, профессиональная необразованность тех, кто ее делает. Слово маркетинг" кое-где воспринимается почти как ругательство. Кроме того, местная реклама пестрит плагиатом. Причина не в желании украсть, а в незнании мирового рынка рекламы. Провинциальные рекламщики постоянно нарушают чьи-то авторские права, в основном опять же не по злобе, а по причине правовой неграмотности. Берут и используют, например Чебурашку, Винни-Пуха или какой-нибудь известный музыкальный фрагмент, даже не подозревая, что за это надо платить. При этом по мнению президента РА Maxima Владимира Евстафьева, «легко объяснить братьям по цеху, что стоимость корректного использования чужих образов, музыки и пр. в собственной рекламе не так уж велика. Главное - получить документальное разрешение».

Вторая беда провинциальной рекламы - низкий уровень технического исполнения.

Другое дело - креатив. Мастерство, как говорится, не пропьешь. Собственных рекламных платонов и быстрых разумом невтонов российская земля будет рождать всегда, несмотря ни на что и вне зависимости от прописки их родителей. Владимир Евстафьев, президент РА Maxima, утверждает, что столичный и региональный креатив по уровню не отличаются: "В рамках ежегодного конкурса "Вся Россия" я имел возможность на протяжении нескольких лет просматривать практически всю региональную рекламу - от Сибири до Поволжья. Помню, видел социальный ролик, где с кричащей лисы снимают шкуру. Идея гениальная - после такой рекламы никогда в жизни шубу из натурального меха не наденешь. Но вот сделан ролик был примитивно: любительская съемка, непрофессиональный монтаж. Еще провинциальную рекламную идею отличает некоторая сентиментальность - она идет вразрез с мировыми тенденциями, которые сегодня ориентированы на агрессию, юмор, секс».

Игорь Лутц, творческий директор РА «BBDO Москва»: «Мне кажется, в целом реклама в регионах движется той же столбовой дорогой развития, что и московская. Просто чуть отстает. Сейчас в провинции реклама немножко generic, реклама вообще, малоконкурентная. В Москве такая была лет пять назад, вспомните: "Сэлдом"…- и все, твои товары покупают. Но в регионах эта болезнь скоро пройдет, как прошла в столице».

Если же говорить о главных различиях, то их два.

Первое: в регионах чуть большую роль играют местные бренды. Западные тоже есть, но местные сильнее. А поскольку дома и стены помогают, войну за потребителя с западными брендами местные могут вести гораздо меньшими силами, чем в столице. Причем, иногда очень успешно.

А второе отличие вытекает из первого: в регионах больше свободы для творчества - именно потому, что там много сильных местных брендов. Правда, в то же время мало денег на производство рекламы».

Но я не считаю, что деньги - это главное. Кризис 17 августа напомнил московским рекламщикам, что надо уметь делать хорошую рекламу без денег. Это гораздо интереснее - с деньгами-то каждый дурак сделает. Кроме того, опыт работы за рубежом подсказывает мне, что высокая эффективность рекламы при небольших бюджетах на ее создание - это мировая тенденция. Например, сейчас в мире огромным успехом пользуется северно-европейская реклама - скандинавская, английская. А ведь она вся построена на малобюджетных роликах. Дошло даже до того, что американская реклама, которая всегда была дорогостоящей, начала делаться в шведской и английской стилистике. Так что в этом смысле у провинциальной рекламы в России может быть большое будущее».

По сообщениям журнала «Профиль» (NN30,40 за 1999 год).

От редакции. Ситуация с провинциальной рекламой на казахстанском рекламном рынке схожа с российской с той лишь разницей, что местные бренды в Казахстане пока не занимают большого места. Основную часть рекламного рынка по-прежнему составляют иностранные компании. Хотя эксперты признают, что количество местных рекламодателей в 1999 году повысилось по сравнению с прошлым годом. Кроме того, местные рекламодатели начали использовать различные средства массовой информации (телевидение, радио, рекламные щиты), хотя до этого они использовали преимущественно телевидение.

Некоторые телекомпании предлагают специальные скидки на рекламу для местных товаропроизводителей (например, на алматинском телеканале «Шахар» они составляют 20%, стоимость 1 спота (30 секунд) на телеканале - $75, на радио - $20) или стараются разнообразить форму подачи рекламных роликов (телеканал «Шахар», например, запустил новый проект «Market Show» - интерактивную игровую программу прямого эфира с розыгрышем призов. В течение программы показывается 5-6 рекламных роликов, затем ведущий задает вопрос, ответ на который содержится в одном из видеороликов. Первый дозвонившийся в студию и отгадавший зритель получает подарок от рекламируемой фирмы.

Подобные программы есть и на других каналах - информационно-коммерческая программа «11-17» на телеканале ТАН, программа «Базар» (телемагазин) на телеканале Хабар, рекламное шоу «ТВ магазин» и программа «Рецепт без бланка» на 31 канале (в последней рассказывается о новых медицинских препаратах и оборудовании, дается реклама медицинских компаний и фирм), «Чудеса от Цептер» на КТК (рассказывается о новинках фирмы «Цептер»). 31 канал запустил оригинальный рекламный проект - мини-сериал «Маленькие истории большого магазина (реклама ЦУМа).

Предыдущая страница бюллетеняСледующая страница бюллетеня