Цифровая видеотехника:
достоинства и недостатки в процессе
эксплуатации
Мы уже публиковали в нашем
бюллетене статью, посвященную
проблемам перехода от аналоговых
технологий к цифровым (см., пожалуйста,
статью заведующего кафедрой
видеотехники Санкт-Петербургского
Института кино и телевидения,
кандидата технических наук
известного теоретика в области
аналоговых и цифровых систем
Константина Гласмана “Видеопроизводство
и вещание: проблемы перехода от
аналоговых технологий к цифровым” в
бюллетенях NN 9, 11,
12 за 1998 год.) Сегодня мы хотим предложить
вниманию читателей статью, написанную
техническим специалистом Интерньюс-Казахстан
Галымажном Сагындыковым, в которой он
рассказывает о достоинствах и
недостатках эксплуатации цифровой
видеотехники. Все сведения были
получены, как говорится, опытным путем,
в ходе эксплуатации: “Хочу поделиться своими
впечатлениями после первого года
эксплуатации цифровой видеотехники. В
декабре прошлого года Интерньюс
Казахстан перешел на цифровой формат
DVCAM. Как вспомогательный и на
семинарах начал использоваться
формат DV. Для съемок собственных
сюжетов и программ Интерньюс
использует камкордер DSR-130. Это
достаточно солидная камера с
раздельной головкой и рекордером,
вполне сравнимая с экземплярами BetacamSP,
PVV серии и гораздо лучше, чем камеры UVW
серии. Мы пробовали сравнивать DSR-130 с
широко распространенным камкордером
UVW-100PK. Картинка разительно отличается
не в пользу бетакамовской камеры.
Впечатления от работы с DSR-130 - самые
лучшие и в процессе эксплуатации
претензий не возникало. Для монтажа программ
Интерньюс использует видеомагнитофон
Sony DSR-80P и нелинейную систему D-Vision On line
3.5. Иногда этот рекордер работает в
обычном линейном режиме в паре с S-VHS
(Panasonic AG-7650) или BetacamSP (UVW-1800) аппаратом.
При монтаже на нелинейке проблем не
возникает, работает видеомагнитофон
четко и точно. При работе в паре с
другим аппаратом всплывает проблема,
присущая четвертьдюймовым форматам: в
небольшой промежуток времени после
нажатия какой-нибудь клавиши до
момента реакции на это нажатие на
ленте может проскочить много
информации. Это решаемо, как и все
проблемы нашей бедной братии-монтажеров:
нужно просто приноровиться. Еще один
минус формата DVCAM - плохо слышимый звук
при покадровом просмотре (но и к этому
тоже можно приноровиться). Во всем
остальном этот аппарат очень
напоминает видеомагнитофон
BetacamSP(UVW-1800). На семинарах Интерньюс-Казахстан
использовались камеры Sony DSR-200 и Canon XL1. Теперь о своих впечатлениях
после работы на вышеназванных камерах.
Сам пробовал в командировке снимать
на Sony DSR-200. Если при съемках не
требуются возможности оптики и
оператор нетребователен к ней, а
просто ищет удачный план - в этом
случае камера минусов не имеет.
Диафрагма регулируется маленьким
колесиком ниже объектива, но к этому
можно привыкнуть. Батарей хватает на 3
часа, камкордер мобилен и имеет все
функции хорошей камеры (зебра, XLR входы,
ручная регулировка уровня звука и пр.).
Отличный вариант для съемки
репортажей. Работает только с
большими кассетами формата DVCAM. Камера Canon XL-1 - полная
противоположность Sony DSR-200. Работает
только с кассетами MiniDV. Хорошая оптика.
Режимы “преимущество выдержки при
автоматической диафрагме”, “преимущество
диафрагмы при автоматической
выдержке” хороши для людей, знакомых
с фотоаппаратами этой фирмы. Но и
минусов, на мой взгляд, много. Самый
главный - несбалансированность камеры.
Большая нагрузка приходится на правую
руку, и она быстро устает. Из-за этого
неудобства пришлось купить
дополнительно наплечник. К сожалению,
это проблемы не решило. Новой батареи
не хватало и на 20 минут съемочного
материала. Пришлось купить площадку
для батарей Anton Bauer. С этими батареями
камера стала работать дольше, но не 6
часов, как обещала фирма Canon. К тому же
компания Canon не предусмотрела
прочности своего наплечника. После
двух-трех дней использования камеры с
батареей Anton Bauer ProPac наплечник треснул
из-за тяжести аккумулятора. На мой
взгляд, камера обладает отличными
техническими характеристиками в
ущерб эксплуатационным. О видеомагнитофонах DSR-30 и
DHR-1000 много говорить не буду. На
семинаре было две линейные монтажки
по два аппарата в каждой. Управлялись
через LANC интерфейс со встроенного
контроллера. Аппараты клеят очень
точно, кадр в кадр. Сам же процесс
монтажа не такой приятный, как у более
дорогих моделей видеомагнитофонов.
Склейки не видно, нажатия на клавишу
не чувствуется. Сам процесс
напоминает монтаж на
видеомагнитофонах AG-4700 и AG-5700 с
использованием выносного контроллера.
При использовании 16 битного звука
вставка возможна только по одному
стерео каналу. Для использования двух
раздельных стерео каналов необходимо
переключаться на 12 битный звук (для
закадрового текста и интершума 12 бит,
на мой взгляд, вполне достаточно). Но
все эти минусы компенсируются
качеством картинки и звука - они
отличные и несравнимы с S-VHS. В целом ощущения от
использования формата DVCAM хорошие.
Работать с цифрой приятно, тем более
по цене S-VHS. Ни одного выпадения на
пленке еще не видел, хотя некоторые
кассеты перезаписывались по 5-6 раз. Галымжан Сагындыков,
технический специалист Internews Network
Kazakhstan. Пишите Галымжану Сагындыкову
по адресу: galym@internwes.kz |