Internews Network Kazakhstan

Электронный бюллетень Internews Казахстан

Главная страница
Содержание очередного номераСодержание номераНовости в БюллетенеСитуацияТехнологииПресса о радио и телевиденииАрхив бюллетеней Internews Казахстан
Проекты Internews Kazakhstan
Новости Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Различная литература
Рекомендации Internews Казахстан
Телерадиокомпании Казахстана
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet
Select to english pages

Процессы приватизации СМИ в Казахстане

В Алматы в начале июня прошел семинар-круглый стол “Процессы приватизации СМИ в Казахстане”, организованный Алматинским институтом международной журналистики (АИМЖ) при содействии фонда “Сорос-Казахстан”.

В семинаре приняли участие более 40 человек из 14-ти городов Казахстана - редакторы областных и городских газет (государственных, частных, приватизируемых или подлежащих приватизации).

Докладчиками на семинаре были представители АИМЖ, факультетов журналистики КазГУ и МГУ и прикладной социологии (КИСЭП), журналистских организаций (Интерньюс Нетуорк в Казахстане, АНЭСМИ, Союза журналистов Казахстана), государственных органов (Министерство культуры, информации и общественного согласия) и др.

Участники семинара пришли к выводу, что в Казахстане до сих пор отсутствует достаточная ясность по вопросам приватизации казахстанских СМИ. В итоговом заявлении, которое было принято 4 июня 1999 года, в частности, сказано, что никто не знает точно, есть ли у государства намерения сделать все государственные масс-медиа частными? Если да, то все ли отдают себе отчет в том, что существует определенная категория необходимых обществу или отдельным общественным группам средств массовой информации, которые просто перестанут выходить сразу после того, как прекратится их финансирование государством или органами местного самоуправления? В то же время в казахстанских регионах есть и другая категория печатных СМИ, которые уже давно финансируют себя сами. Однако акимы, являющиеся их учредителями и не дающие газетам ни тиына из бюджета, требуют от редакций лояльности, поддержки и всестороннего освещения в прессе любых своих действий. При этом любые поползновения журналистских коллективов стать учредителями своих газет, категорически отвергаются акимами.

Рекомендации семинара “Процессы приватизации СМИ в Казахстане” относительно данной проблемы состоят в том, что при решении вопроса о приватизации средств массовой информации должен применяться дифференцированный подход. В тех случаях, когда ясно, что те или иные социально значимые масс-медиа не выживут без государственного финансирования, оно должно быть сохранено. Если же другие СМИ де-факто существуют и способны впредь существовать за счет подписки, розницы и рекламы, то они должны быть приватизированы с преимущественным правом на это журналистского коллектива, чья интеллектуальная собственность должна учитываться как важнейшая часть уставного капитала.

На семинаре также отмечалось, что редакции отдельных региональных СМИ (как правило, сами являющиеся собственными учредителями), подвергаются жесточайшему прессингу со стороны местных властей, желающих не платить, но все равно заказывать музыку, а потому не терпящих малейшего непослушания со стороны независимых масс-медиа. Участники семинара “Процессы приватизации СМИ в Казахстане” выражают протест против любого рода преследований независимых средств массовой информации и обращаются ко всем исполнительным и судебным властям с требованием прекратить и впредь исключить любого рода действия, направленные на зажим свободы слова и прессы в Казахстане.

По поводу взаимоотношений между государством и приватизированными масс-медиа участниками семинара была высказана мысль о том, что государство может и должно поддерживать СМИ, причем не только те, которые отражают ту или иную официальную точку зрения. При этом возможны самые разные формы такой поддержки, и это вовсе не обязательно должно быть прямое финансирование выпуска газет. Это могла бы быть, прежде всего, давно обещанная отмена налога на добавленную стоимость (НДС), а также остро необходимое снижение таможенных пошлин на бумагу и иные полиграфические материалы, которые в Казахстане не производятся, а завозятся из России и других стран.

Как отмечалось в ряде прозвучавших на семинаре выступлений, сейчас в Казахстане наблюдается концентрация СМИ в руках отдельных лиц и структур, которая может привести к монополизации инструментов влияния на общественное мнение страны. В связи с этим остро необходимо принятие законов об ограничении монополизма, в том числе (и особенно) в сфере масс-медиа. Также казахстанским масс-медиа и, в целом, обществу остро необходимы прогрессивные законы о рекламе и о государственной поддержке СМИ. Тем более что, как говорилось на семинаре в выступлении докладчика из Москвы, такой закон давно уже принят и действует в соседней с нами России.

Соб. инф.

Предыдущая страница бюллетеняСледующая страница бюллетеня