Internews Network Kazakhstan

Электронный бюллетень Internews Казахстан

Главная страница
Содержание очередного номераСодержание номераНовости в БюллетенеСитуацияТехнологииПресса о радио и телевиденииАрхив бюллетеней Internews Казахстан
Проекты Internews Kazakhstan
Новости Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Различная литература
Рекомендации Internews Казахстан
Телерадиокомпании Казахстана
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet
Select to english pages

"Звездный дождь" ожидается в апреле

В бюллетенях NN 4 (31), 5 (32) за 1999 год мы уже сообщали о IV Казахстанском Конкурсе телевизионных и радиопрограмм "Алтын Жулдыз" ("Золотая звезда"), публиковали условия конкурса и бланк заявки. О III Конкурсе мы писали в бюллетене N1 за 1998 год.

Редактор бюллетеня Светлана ДЫЛЕВСКАЯ встретилась с директором оргкомитета конкурса Алишером СУЛЕЙМЕНОВЫМ.

Для чего был создан центр "Алдын Жулдыз"?

Мне кажется, что создание независимого центра является началом профессионализации конкурса. Он начинает жить в рыночных условиях. Сегодня мы должны решить массу вопросов - финансовых, организационных, технических. С одной стороны, это тяжело - наша организация является частной. Но с другой, когда все сосредоточено в одних руках - это гарантия большей и успешной координации всех действий. И так работают во всем мире, так проводятся все крупные конкурсы - "Ника", "Утренняя звезда", "Тэффи" в России, наш "Золотой диск".

Как начинался "Алтын Жулдыз"?

Конкурс начинался с маленького скромного конкурса роликов и аудиоджинглов "Дала самалы" (телекомпания "Дала" и еще несколько телекомпаний, рекламных агентств организовали несколько лет назад этот конкурс). Позже он перерос в конкурс "Золотая звезда".

В числе его организаторов были алматинская телекомпания 31 канал, национальный телеканал ЗАО "Агентство "Хабар". Конкурс ширился и со временем стало ясно, что отдельным телекомпаниям справиться с ним будет тяжеловато. К тому же возник и этический момент. Согласитесь, не совсем хорошо, когда телекомпания является организатором конкурса и сама же заявляет на него свои работы. Поэтому идея создания независимой организации, которая бы занималась бы проведением конкурса, можно сказать, витала в воздухе.

Надеемся, что конкурс будет развиваться и расти. Я хотел бы подчеркнуть, что "Алтын Жулдыз" является пока единственным в Центральной Азии профессиональным конкурсом для электронных СМИ.

Мы хотим, чтобы в будущем "Алтын Жулдыз" включал в себя элементы телерынка. Почему? Любой конкурс должен иметь рыночную эффективность. Раз есть лучшие программы, они должны иметь выход на рынок. А иначе какой смысл в номинациях? Общение на конкурсах, подобных "Алтын Жулдыз", происходит не на уровне проектов. Здесь происходит демонстрация качественной готовой продукции из первых рук, без посреднических компаний, продукции, уже опробированной.

Но продюсерские центры и телекомпании говорят, что у нас нет цивилизованного рынка. Поэтому одни не могут продать, другие - купить…

Согласен. Покупательская способность телерадиокомпаний сейчас низка, слаб рекламный рынок. Плюс наблюдаются явные признаки надвигающегося финансового кризиса.

Я не уверен, что все телерадиокомпании на будущем местном телерынке смогут приобрести массу продукции за большие деньги. Но первые шаги делать нужно.

Представители казахстанских телеканалов ездят на российские телерынки. Но продукция там очень дорогая. "По деньгам" российские компании зачастую предлагают нашим то, что у них уже отработано, то, что прошло в их эфире, к примеру, год назад. Результат - наше ТВ транслирует продукцию "не первой свежести". Наверное, это неправильно. Мы должны уважать телезрителя. Тем более, что с развитием кабельного ТВ часть зрителей имеет возможность смотреть некоторые российские каналы напрямую и быть в курсе новинок. Сейчас время информационных технологий, мы все живем в общем информационном пространстве и выход в Интернет дает возможность узнавать новости мгновенно. Поэтому мы должны стремиться идти в ногу со временем.

Идея телерынка очень интересна, хотя под нее требуются немалые средства. Но надеемся, со временем мы ее реализуем.

Какие новшества ожидают участников IV Конкурса?

Стало меньше номинаций. Тому есть несколько причин. Мы принципиально пошли по пути премирования программ. Разумеется, определить лучшего режиссера или оператора можно. Но критерии, по которым определяется "лучший" могут быть оспорены, поэтому (мы можем судить по прошлому конкурсу) персональные номинации вызывают много споров и обид. За каждой программой стоит группа авторов (режиссеры, сценаристы, операторы). И когда победителем становится программа, победителями становятся и люди, которые ее делали. Таким образом, все получают одну общую награду и могут заслуженно гордиться "звездным" званием.

Как ни печально, вдвое уменьшить количество номинаций пришлось и по причине прозаической - этот год в финансовом смысле достаточно сложный. Мы оставили 12 номинаций (7 для телепрограмм, 5 - для радиопрограмм). Однако в этом году увеличен призовой фонд, для номинантов и гостей будут приготовлены оригинальные подарки. Что касается будущего…Мы не считаем, что количество номинаций должно быть жестко ограничено. Ведь один год может быть богат, к примеру, на авторские программы, а другой - на видеоклипы…По-видимому, будет лучше, если количество номинаций будет каждый год "плавающим"…

Что касается других новшеств, о них я пока говорить не буду - пусть это будет сюрпризом.

Собирается ли центр продолжить свою деятельность после окончания конкурса?

Центр создан как постоянно действующая организация. И работа после конкурса не прекратится. Первое, что мы сделаем по окончании конкурса - соберем у себя директоров всех телерадиокомпаний и обсудим достижения, идеи и проблемы конкурса. Уверен, все хотят, чтобы конкурс и дальше совершенствовался.

У нас есть планы издавать журнал с одноименным названием. Есть проект ежемесячной телепрогграммы "Алтын Жулдыз" на казахском и русском языках. Мы ее видим как видеодайджест региональных программ, ведь в каждой области наверняка есть программы, заслуживающие внимания. По итогам конкурса (если нам удастся договориться со спонсорами) хотим издать видеодайджест программ-номинантов и победителей конкурса и разослать их по областным центрам, чтобы региональные компании имели представление об уровне программ, могли видеть, как они делаются. Планируем издать красочный каталог номинантов и победителей конкурса за прошлые годы.

Будем оказывать консалтинговые услуги телерадиокомпаниям, займемся рекламной деятельностью и public relations. Нам нужно зарабатывать деньги на собственную деятельность, ведь наш центр на самофинансировании.

Кстати, о финансах. Будут ли компании платить за участие в конкурсе?

Во всем мире предусмотрены финансовые взносы на участие в конкурсах. Но мы изучили ситуацию и решили, что брать деньги с телерадиокомпаний в этом году нереально. Платить большие деньги они не могут, а символических взносов нам не хватит, чтобы окупить все расходы на проведение конкурса. Поэтому мы заключили с телекомпаниями договора об информационной поддержке конкурса. Должен отметить, что телекомпании, включая государственные, пошли нам навстречу. Думаю, такая поддержка могла бы стать постоянной.

Можно ли с уверенностью сказать, что состав жюри будет достаточно профессиональным и оценки его членов будут непредвзятыми?

Мы предусмотрели демократичную процедуру: планируем провести организационное собрание, на которое пригласим представителей телерадиокомпаний. Они примут участие в обсуждении состава жюри. Могу ответственно заявить, что в жюри будут компетентные, известные и уважаемые люди. Не "свадебные" генералы, не представители театральных, кинематографических или кругов шоу-бизнеса, а профессионалы будут оценивать работу профессионалов.

Радостно, что победители конкурсов прошлых годов гордятся "звездными" званиями и никто не может упрекнуть ни их, ни организаторов в том, что "звезды" получены незаслуженно. Победители не потерялись, не выпали из обоймы. Многие из них сейчас ведут отдельные новые проекты. Словом, "Алтын жулдыз" - серьезный стимул для дальнейшего совершенствования.

Смогут ли журналисты печатных СМИ побывать на церемонии награждения?

Никаких ограничений на доступ СМИ к конкурсу не будет. Мы планируем пригласить представителей практически всех ведущих электронных и печатных СМИ. Думаю, номинанты и победители даже заинтересованы в этом, ведь соберется, как говорится "своя семья", которая будет внимательно смотреть, профессионально оценивать и обсуждать, радоваться успехам и сочувствовать неудачам. Конкурс - это и стимул для будущих участников, у которых появятся новые идеи и которым будет с чем сравнивать.

Замечу, что заключительная церемония - лишь итог, она венчает собой напряженную повседневную организационную работу. И настоящий конкурс начнется после окончания приема заявок, когда жюри засядет за нелегкую работу, которая наверняка будет сопровождаться спорами.

Нам, как организаторам, хотелось бы вот что подчеркнуть. Профессия журналиста в Казахстане в общественном сознании находится не на должном уровне. К сожалению, мы ежедневно видим нарушение прав журналистов и законодательства о СМИ. И у нас есть желание поднять в глазах общества престиж журналистики, объяснить, что журналист - нужная и нелегкая профессия. Надеемся, конкурс "Алтын Жулдыз" поможет этому.

Мы хотим также привлечь внимание к проблемам подготовки журналистов. Двум первокурсникам факультета журналистики Казахского Государственного Национального Университета (КазГНУ) на заключительной церемонии конкурса вручим дипломы стипендиатов, и в течение года они ежемесячно будут получать денежный "довесок" к стипендии от "Алтын Жулдыз". Кандидатуры определит сам факультет. Кстати, сейчас среди первокурсников уже есть подающие надежды ребята, которые активно сотрудничают со СМИ. Поэтому, думаю, мы приняли хорошее решение.

Бюллетень Internews KazakhstanСледующая страница бюллетеня