Internews Network Kazakhstan

Электронный бюллетень Internews Казахстан

Главная страница
Содержание очередного номераСодержание номераНовости в БюллетенеСитуацияТехнологииПресса о радио и телевиденииАрхив бюллетеней Internews Казахстан
Проекты Internews Kazakhstan
Новости Internews Kazakhstan
Бюллетень Internews Kazakhstan
Семинары Internews Kazakhstan
Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
Различная литература
Рекомендации Internews Казахстан
Телерадиокомпании Казахстана
Об Internews Казахстан
Представительства Internews Network в Internet
Select to english pages

Крепче за баранку держись шофер… В Алматы в эфир выходят две радиостанции с похожими названиями

5 февраля у алматинских водителей случился небольшой праздник - для них на частоте 106.5 FM начало вещать "Авторадио". Через несколько дней на частоте 105.4 FM стало вещать другое…"Авторадио". Слушатели были немало озадачены. Ситуация складывалась весьма пикантная...

Мы попытались найти ответы на интересующие профессионалов вопросы.

"Автомоторадио"

5 февраля в эфире Казахского радио, на частоте 106.5 FM вышло "Автомоторадио". О деятельности радио редактор бюллетеня Светлана Дылевская беседует с главным редактором студии 106.5 FM Тамирланом Сагитовым.

Как было организовано "Автомоторадио"?

Редакция Казахского радио, которая работает для "Автомоторадио", была специально организована официальным приказом генерального директора Казахского радио Т.Даниярова.

Если в целом говорить о концепции нашей радиостанции - это формирование молодежной политики, пропаганда здорового образа жизни, экология, развитие малого и среднего бизнеса.

Хотя название наше "емкое" - "Автомоторадио", но мы стараемся, чтобы наш эфир был интересен всем, потому что все мы связаны с "авто" как пассажиры, пешеходы и водители, а значит, экологические проблемы города, его красота, чистота и жизнь горожан - все это в расширенной тематике нашего эфира.

Мы тесно сотрудничаем с ГУВД и УДП Алматы, пожарниками. В планах - наладить контакты со "Скорой помощью". Наверное, потому, что у Казахского радио солидный статус, нам удается договориться с руководителями различных служб, они соглашаются выходить в прямой эфир и рассказывают о ситуации в городе, о том, какую работу проводят дорожная полиция и МВД. Наше радио - это скорее информационное радио, то есть радио, в котором на первом месте стоит информация.

Делаете ли вы какие-то свои программы?

Оперативно-информационный центр "Автомоторадио" ежедневно 6 раз в день готовит выпуски новостей (местные и международные), "Астропрогноз", "Новости культуры + кино-театральная афиша", "Сводки ГУВД и УДП". Выходят также "Астропрогноз", "Калейдоскоп" (занимательная информация), "Мировая спортивная арена", "Мировая светская хроника". Идут у нас и коммерческие программы: "Котировки валют в обменных пунктах Алматы", "Цены на АЗС Алматы".

Практически готовы программы по безопасности дорожного движения, профилактике нарушений на дорогах, просвещению водителей, урокам вождения. В планах - антиалкогольные программы, программы по пропаганде здорового образа жизни. Это будут отдельные 3-минутные программы. Сетка вещания еще прорабатывается.

Коллективом "Автомоторадио" разработано много проектов - например, такие как специальные программы для водителей "Советы бывалых водителей", "Женщина за рулем", детская программа "Азбука для пешеходов".

Начиная с апреля, будем заниматься серьезными коммерческими проектами. В планах выпустить компакт-диск "Автомоторадио представляет", где будут собраны лучшие хиты.

Сейчас на "Авторадио" работают 11 сотрудников (включая технических специалистов, рекламную службу). Мы привлекаем журналистов с других радиостанций. Надеюсь, для них это интересная работа, новое начинание. В настоящее время у нас продолжается комплектация штата. Мы пытаемся собрать крепкую команду из профессионалов, которые и будут делать радио.

Каков статус у вашей станции?

Волна 106.5 FM является частотой Казахского радио. Это государственный канал. Мы считаемся редакцией Казахского радио.

Кто был "отцом-основателем" радио для водителей?

Это была идея нашего руководства. Я и Миржан Иманбаев получили задание разработать концепцию этого радио.

Как осуществляется финансирование?

Понятно, что поскольку Казахское радио является государственным, оно получает деньги из госбюджета. У "Автомоторадио" есть свое рекламное агентство. Заработанные им деньги планируем направить на поддержание деятельности Казахского радио и часть денег будет идти на зарплату нашим сотрудникам (как коммерческие надбавки к зарплате).

Вещаем мы круглосуточно. Работаем на современной цифровой аппаратуре, которая была закуплена специально для нашего радио. Казахское радио уже имело кое-какую аппаратуру (она была закуплена для дальнейшей реорганизации и повышения качества вещания), теперь это передали нам, мы докупили недостающее. И теперь без ложной скромности скажу, что мы имеем оборудование, может быть, даже лучшее, чем у многих других радиостанций в городе.

Вы знаете, что в Алматы существует еще одно радио с близким названием "Авторадио"?

У меня вполне нормальные деловые отношения с руководством "Авторадио". Мы являемся конкурентами на данном рынке и сейчас у нас идет честная борьба. Думаю, мы друг другу не мешаем. Конечным судьей является слушатель. "Авторадио" вышло в эфир на несколько дней позже. Да, вначале мы вышли в эфир с таким же названием. Но потом, чтобы как-то отличаться, мы назвались "Автомоторадио".

Поначалу у нас было несколько названий будущего радио. Например, "Радио-Мегаполис" (формат, подобный формату радио НС) или "Алматы FM". Но идея "Автомоторадио" не была позаимствована. И название тоже было наше. Конечно, мы знали, что в эфир выходит "Авторадио", что они выиграли частоту на конкурсе в апреле 1998 года. Но свою концепцию, сетку вещания, пошаговую стратегию работы мы разрабатывали параллельно с ними в течение 6-7 месяцев.

Сейчас наша задача - занять лидирующее положение в рейтингах, чтобы зарабатывать деньги и обеспечивать создание программ по госзаказу.

"Авторадио"

9 февраля на частоте 105.4 FM вышло "Авторадио". О деятельности радиостанции редактор бюллетеня Светлана Дылевская беседует с генеральным продюсером Сергеем Конкиным и главным менеджером Романом Альманским.

Кто является учредителем "Авторадио"?

Юридическое лицо и физические лица.

Какой формат у вашего радио?

Мы информационно-музыкальное радио. Тесно сотрудничаем с ГУВД, с которым есть официальный договор о том, что оно будет давать нам информацию. Вещаем 24 часа в сутки на Алматы и область.

Из ежедневных программ назовем информационную программу "Шоссе" (новинки автомобилестроения), "Пресс-дайджест" (обзоры местных газет), "Бизнес-ланч" (обзор финансового рынка), "Имиджмейкер" (для всех, кто хотел бы улучшить свой имидж). С 7 утра начинается утренняя программа - поднимаем настроение нашим слушателям. Ежечасно звучат различные новости и новости от дорожной полиции.

Есть у нас и коммерческая программа "Авторынок" (объявления о купле-продаже).

Три раза в день ежедневно в эфире звучат музыкальные поздравления. Для тех, кто верит предсказаниям астрологов - ежедневная программа "Гороскопы" (причем, это именно, так сказать. "автогороскопы"). Астрологи дают ежедневно прогноз аномальных зон в городе и рекомендуют автолюбителям объезжать их стороной. Юрист отвечает на вопросы автолюбителей в программе "Мы и дорожная полиция".

Трижды в неделю выходит "Автоталисман" - занимательная программа о том, какие мелочи автолюбители вывешивают на лобовом стекле, что лучше для того или иного знака зодиака. И не только об этом. В этой программе множество занимательной информации, связанной с автомобильной астрологией. Два раза в неделю (вторник, четверг) выходит программа "Калейдоскоп" (об особенностях автопутешествий).

По воскресеньям даем обзор международных новостей за неделю, звучит программа "Хит-парад", ночная программа "Магия звука". Во время последней в студию звонят слушатели и называют инициалы своего имени, а ведущая Юлия Боровинская (она увлекается астрологией и сама даже составляет специальные астрологические карты), "поколдовав" некоторое время над своими картами, выдает название песни, которая, по ее мнению, наиболее подходит для этого человека и песня звучит в эфире. "Магия звука" - не единственная ночная программа. У нас есть ночное ток-шоу "Ночное такси". В студии находится "таксист", который "берет пассажиров" и "едет" с ними по ночному городу (то есть ведущий общается со слушателями в прямом эфире, слушает их рассказы о жизни).

В выборе музыки у нас можно наблюдать следующий расклад - 60-65% времени в эфире занимает наша музыка, остальное приходится на зарубежную. Но мы стараемся давать в эфир только хорошо известную музыку, раскрученные хиты. Единственное, для чего наш эфир закрыт - для блатных песен.

Есть у нас очень интересная программа "Фраза-хит". В начале дня выходит анонс (каждый день разный), в котором берется одна фраза из какой-либо песни и смысл ее меняется на противоположный. Вечером в эфире звучат песни и тот, кто угадал, из какой песни "фраза-хит" должен первым успеть дозвониться до эфира в то время, пока песня звучит. По вторникам в эфире звучит программа для любителей рока "Морок" (Мой рок).

У нас много планов по созданию других передач, но о них мы пока говорить не будем.

Знаете ли вы, что в Алматы существует еще одно радио с близким названием "Автомоторадио"?

Знаем. Начнем с того, что мы выиграли тендер в апреле 1998 года именно как "Авторадио", как радио для автолюбителей.

Вполне допускаем, что за те полгода, пока мы готовились к выходу в эфир, о наших задумках могли узнать многие. Слишком уж много у "Автомоторадио" в эфире похожих вещей. Мы могли бы выйти в эфир еще в октябре 1998 года, однако нас подвели итальянские поставщики оборудования.

Интересно получается: "Автомоторадио" вышло раньше нас на 4 дня с названием "Авторадио". Потом, когда вышли мы, они тут же изменили название. Наверное, никаких комментариев больше не требуется?

Комментарий юриста Интерньюс-Казахстан Сергей Власенко:

Сложившаяся ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд.

Право на вещание "Авторадио" на волне 105,4 FM имеет после победы в конкурсе на частоты и получения лицензии на вещание в соответствии с законодательством РК.

"Авторадио" на волне Казахского радио вышло в эфир на несколько дней раньше. В соответствии со статьей 11 Закона "О печати и других средствах массовой информации", средство массовой информации с тем же названием и рассчитанное на ту же аудиторию, не подлежит регистрации, а следовательно, его деятельность осуществляется в нарушение закона.

В дальнейшем "Авторадио" Казахского радио решило не усугублять ситуацию и сменило название. Видимо его организаторы вспомнили о Законе Республики Казахстан от 9 июня 1998 г. N 232-1 "О недобросовестной конкуренции", поэтому радио стало выходить в эфир под названием "Автомоторадио". Вместе с этим небезынтересно было бы знать, является ли "Автомоторадио" самостоятельным юридическим лицом или одной из программ Казахского радио? Судя по всему, это подразделение Казахского Радио и в эфир оно обязано выходить именно так, а не под позывными якобы самостоятельной радиостанции. Если же Казахским Радио образовано новое самостоятельное юридическое лицо, имеющее свой банковский счет и, соответственно, возможность предпринимательской деятельности в области радиовещания, то выход такой станции в эфир тем более незаконен. Что интересно, это уже не первый случай нарушения законодательства и постановлений правительства государственными телерадиокомпаниями! Но по-прежнему им все сходит с рук! Если бы таким образом повела себя частная компания, ее тотчас бы призвали к ответу и закрыли!

А теперь обратимся к законодательству об авторском праве. Оно несколько по-другому оценивает ситуацию с использованием одинакового названия, подобную создавшейся. Первыми в эфир с названием "Авторадио" вышло "Авторадио" на волне Казахского радио, то есть первым публично заявило о себе. Увы, статья 6 Закона "Об авторском праве и смежных правах" говорит не в пользу "Авторадио" на волне 105,4: "Авторское право не распространяется на собственно идеи, концепции, принципы, методы, системы, процессы, открытия, факты". Из этого следует, что "Автомоторадио" Казахского радио может претендовать на концепцию "Авторадио" и на его название, так как (это говорилось выше) первым публично заявило о себе.

Во избежание таких ситуаций необходимо помнить о том, что существуют Закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", Патентный закон. Пройдя процедуру регистрации товарного знака можно стать его законным правообладателем и тогда использование его другими лицами будет незаконным. Зарегистрировать товарный знак можно, обратившись в патентное ведомство Министерства энергетики, индустрии и торговли.

Вышеописанный случай говорит о том, что в своей деятельности необходимо руководствоваться законами, иначе можно оказаться в ситуации, что ты прав по делу, а закон не на твоей стороне.

От редакции.

Безусловно, конкуренция еще никому не вредила (это нормально при рыночной экономике). Но, помимо юридического, в этом деле есть и моральный аспект.

Если сравнивать программные сетки вещания обеих станций, видно, что эфир "Авторадио" заполнен более интересными передачами. В эфире же "Автомоторадио" - пока лишь традиционный набор программ, который звучал в эфире Казахского радио в течение многих лет (информационные выпуски, астропрогноз, новости культуры + репертуар кино и театров и т.п.). Поэтому высказывание заместителя генерального директора Казахского радио Гульнары Жетписовой в интервью газете "Экспресс К" от 3 марта о том, что "Автомоторадио" уже обошло по популярности "Авторадио" пока не подкреплено никакими вескими аргументами.

Государственное радио понять можно. Ведь сказал же в интервью г-н Сагитов: "Сейчас наша задача - занять лидирующее положение в рейтингах, чтобы зарабатывать деньги и обеспечивать создание программ по госзаказу". Может быть, здесь собака зарыта? Ведь все знают, что бюджетное финансирование в этом году для государственных телерадиокомпаний значительно сокращено. Вот и приходится теперь им самим думать, где взять деньги на пропитание (раньше, когда средства на содержание госТВ и РВ поступали из госбюджета, компании над этим особо не задумывались).

Сейчас пришлось. Но поскольку дело это для государственных телерадиокомпаний не совсем привычное, а фантазии порой не хватает, они начинают действовать по принципу: "в деле зарабатывания денег и устранения конкурентов все методы хороши". Пока разберется народ да рекламодатели, в чем отличие "Автомоторадио" от "Авторадио"…

По иронии судьбы, генеральный продюсер "Авторадио" Сергей Конкин до недавнего времени вел на радиостанции "Европа плюс Казахстан" передачу "Воры в законе" (о вопросах авторского права). В беседе с нашим корреспондентом он твердо заявил, что идея "Авторадио" целиком принадлежит ему. Собеседники с "Авторадио" не совсем охотно говорили о "двойнике" и даже обронили: "Мы с государством судиться не рискнем"…

Бюллетень Internews KazakhstanСледующая страница бюллетеня