Internews Network KazakhstanМеждународный общественный фонд защиты свободы слова  Адил Соз

Мониторинг нарушений свободы слова

IV. Нарушения, инкриминируемые средствам массовой информации

Использование СМИ в преступных целях

Январь, 04

"НВС-пресс"

Редактор еженедельной Усть-Каменогорской газеты Олег Аплекаев получил по почте копию иска прокурора в городской суд с требованием приостановить выход газеты на три месяца. В иске, в частности, указывается, что газета "НВС-пресс" в номере за 25.11.99 опубликовала обращение к жителям области, изъятое при задержании группы лиц, руководимой В. Казимирчуком. Прокурор считает, что тем самым "Фактически, газета "НВС-пресс" как средство массовой информации использована для распространения среди читателей данного воззвания, чем допущено нарушение требований п.З ст.2 Закона РК "О средствах массовой информации" от 23.07.99 года, запрещающих пропаганду или агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства". В разговоре по телефону Олег Аплекаев уточнил:

- На пресс-конференции в КНБ все документы, в том числе обращение, свободно лежали перед журналистами, никто из должностных лиц КНБ не предостерег журналистов от публикации данных документов. И самое главное, обращение было опубликовано не отдельно, а в контексте общего репортажа с пресс-конференции. 

По этому же поводу Аплекаева вызывали в КНБ еще в начале декабря, где он написал подробную объяснительную записку о том, где взял текст обращения и почему опубликовал.

Январь, 18

НВС-пресс

Постоянная комиссия по правам человека городского маслихата г. Усть-Каменогорска рассмотрела ситуацию вокруг газеты "НВС-прессс". В ее решении сказано: "Комиссия расценивает действия прокуратуры как попытку ограничить свободу слова и права граждан на информацию, гарантированные Конституцией РК. Действия прокуратуры уже вызвали однозначно негативную реакцию населения и международных организаций по защите свободы слова." Комиссия предложила прокурору области отозвать свое заявление из суда и ограничиться разъяснением о недопустимости нарушения закона.

Январь, 25

НВС-пресс

24 января в городском суде Усть-Каменогорска состоялся суд по иску прокурора к еженедельнику "НВС-пресс". Со слов редактора О. Аплекаева, на суде остались без ответа вопросы адвоката о том, где в тексте призывы к насилию, почему автономия может нарушить целостность РК. В качестве свидетеля на суде выступила журналистка КТК Ирина Якунина, которая подтвердила, что все изъятые документы были предложены журналистам на пресс-конференции. Судья г. Кислова в течение полутора часов готовила решение суда и объявила о закрытии газеты на три месяца, как и требовал прокурор г. Логунов. Редакция намерена обжаловать данное решение в областном суде. Собирая пресс-конференцию и доводя до журналистов соответствующую информацию, должностные лица - организаторы пресс-конференции заведомо преследовали цель обнародования этой информации для всеобщего сведения, что и было сделано газетой "НВС-пресс". Более того, информация, предоставленная государственными органами с целью дальнейшего ее распространения через СМИ, согласно п. 7 ст. 1 Закона РК "О средствах массовой информации" считается официальным сообщением. Исходя из вышеизложенного и согласно ст. 26 Закона РК "О средствах массовой информации", главный редактор, журналист, а следовательно, и СМИ не подлежат ответственности за распространение сведений, если эти сведения содержались в официальных сообщениях и документах, т.к. в этих случаях отсутствует вина СМИ.

Унижение чести, достоинства и деловой репутации

Январь, 21

"Начнем с понедельника"

19 января Верховный суд РК оставил в силе решение районного суда г. Алматы о взыскании с газеты "Начнем с понедельника" 20 млн тенге в качестве возмещения морального вреда по иску о защите чести и достоинства председателя Казахстанского ПЕН-клуба Абдижамила Нурпеисова.

Январь, 7

"Карагандинский вестник"

Ленинский судебный участок Советского районного суда г. Караганды вынес решение по иску Н. Усатова и ОАО "Караганды-Нан" к газете "Карагандинский вестник" о защите чести, достоинства и деловой репутации. 

Суд решил:

"1. Признать статью Дмитрия Шишкина "Почем нынче купеческое слово?:", опубликованную в газете "Карагандинский вестник" 22 сентября 1999 года ? 36, унижающей честь, достоинство и деловую репутацию Усатова Н.Е. и ОАО "Караганды-Нан".

2. Обязать редакцию газеты "Карагандинский вестник" опубликовать опровержение сведений, не соответствующих действительности, опубликованных в газете "Карагандинский вестник" в статье "Почем нынче купеческое слово?:", унижающих честь, достоинство и деловую репутацию Усатова Н.Е. и ОАО "Караганды-Нан", до 1 февраля 2000 года.

3. Взыскать с редакции газеты "Карагандинский вестник" моральный вред в пользу Усатова Н.Е. 350 тыс. тенге, в пользу ОАО "Караганды-Нан" 150 тыс. тенге, во взыскании материального ущерба 3170000 (три миллиона сто семьдесят тысяч) отказать".

Редакция еженедельника "Карагандинский вестник" обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение.

Январь, 03

Сергей Васильев

Журналист Сергей Васильев опубликовал 12.06.97 в газете "Алтайский курьер" статью "Тайный суд в Восточном Казахстане", в которой, в частности, назвал судью Гранкина "провозвестником правоофициозных сил". Позднее по требованию Гранкина газета и автор принесли ему извинения, тем не менее, он продолжал "испытывать нравственные страдания", обратился в районный суд за защитой чести и достоинства и выиграл дело, будучи судьей областного суда. Васильев обжаловал решение суда. 3 января 2000 года Восточно-Казахстанский областной суд вынес заключение "об отсутствии оснований для пересмотра обжалуемого решения суда в порядке надзора ". По решению суда ныне безработный С. Васильев обязан выплатить судье Гранкину 31 тысячу тенге в качестве возмещения морального вреда.

Январь, 14

Алексей Гончаров

Шымкентский журналист А. Гончаров подал в коллегию по гражданским делам областного суда кассационную жалобу на решение судьи городского суда М. Жорабаева по иску гражданки Дерновой к А. Гончарову и газете "48 часов" по поводу публикации материала "Похоть, тупость, убийство". В нем рассказывалось об изнасиловании и убийстве 62-летней женщины легкого поведения. С исковым заявлением обратилась ее дочь. Несмотря на то, что имя было изменено, она сочла публикацию оскорбительной и просила взыскать с ответчика в качестве морального вреда 150 тысяч тенге. В судебном заседании судья объявил о том, что принял решение взыскать 50 тысяч тенге в пользу истца - по 25 тысяч тенге с А. Гончарова и редакции газеты. Однако в полученном на руки судебном решении значилось, что все 50 тысяч относятся на А. Гончарова. В областной суд обратилась также гражданка Дернова, настаивающая, чтобы такая же сумма в ее пользу была взыскана и с редакции газеты "48 часов", а не только с А. Гончарова.

Январь, 12

"Карагандинский проспект",

Денис Рожнов

ТОО "ARDO-KAZAKHSTAN" обратилась с претензией в редакцию газеты "Карагандинский проспект". Претензия содержит требование "возместить моральный и материальный ущерб, причиненный недостоверной и непроверенной информацией, изложенной еженедельной газетой "Карагандинский проспект" в размере 1000000 (один миллион) тенге, а также опубликовать опровержение статьи за свой счет". Основанием для подобных претензий послужила статья Дениса Рожнова "Ну что, красивая, поехала кататься?", опубликованная 22 декабря 1999 года. Журналист освещал конкурс красоты "Fantasy style", на котором ТОО "ARDO-KAZAKHSTAN" обязалось вручить победительнице суперприз в качестве спонсорской помощи. Свои обязательства фирма не выполнила, что и нашло отражение в статье. Фирма сочла фразу "Правда, один из спонсоров круто подвел организаторов. Фирма "ARDO" не предоставила призы всем конкурсанткам" не соответствующей действительности и подрывающей авторитет и имидж фирмы. По словам Д. Рожнова, статья написана на основании достоверных фактов и письменных доказательств.

Январь, 27

Казахстанская правда

Диабетическая ассоциация Казахстана объявила о намерении предъявить судебный иск "Казахстанской правде" о защите чести и достоинства. Опубликованная в этой газете статья Алевтины Донских и Надежды Шашковой обвиняет эту общественную организацию в коррупции и лоббировании интересов иностранных фармацевтических фирм.

Январь, 11

Радио "Свобода"

Газета "Время по Гринвичу" 3 декабря 1999 г. опубликовала материал "Запад отказывается от поддержки Кажегельдина". В комментарии "от редакции" было сказано, что авторы данного материала - журналисты радио "Свобода". На запрос адвокатов Кажегельдина руководство радио "Свобода" ответило, что радио "Свобода" не имеет отношения к этой статье. По информации газеты "Солдат", узнав о фальсификации со стороны газеты "Время по Гринвичу", администрация радио "Свобода" выразила намерение требовать публикации опровержения.

Январь, 04,

Айгак

Мировое соглашение заключили пресс-секретарь акима города Шымкента Берик Монтаев и редакция газеты "Айгак" . В декабре 1999 г. Б. Монтаев обращался с исковым заявлением в суд с просьбой взыскать с газеты "Айгак" один миллион тенге за нанесение ему морального вреда и ущерба его деловой репутации. 1 декабря в газете был напечатан материал, в котором говорилось о том, что истец уволен и на его место пришел более опытный и компетентный сотрудник. На самом же деле Б. Монтаев находился в это время в трудовом отпуске. По мировому соглашению редакция газеты "Айгак" выплатила Б. Монтаеву тридцать тысяч тенге.

Январь, 19

Газета "48 часов",

радио ЮМАКС

Городской суд г. Шымкента отказал гр. Манкентбаеву в удовлетворении иска к редакциям газеты "48 часов" и радио "ЮМАКС", в материалах которых истец назван злостным неплательщиком и хулиганом. В своем исковом заявлении он

настаивал на том, чтобы газета и радио опровергли информацию, принесли ему публичные извинения и выплатили моральный вред в сумме сто тысяч тенге. Судебная коллегия по гражданским спорам Южно-Казахстанского областного суда под председательством судьи Рысбекова рассмотрела кассационную жалобу на решение городского суда по иску гр. Манкентбаева к редакциям газеты "48 часов" и радио "ЮМАКС" и оставила решение городского суда в силе.

Январь, 06

"Диапазон"

8 сентября 1999 г. в актюбинской газете "Диапазон" была опубликована статья "И почему это слуги народные лучше народа живут?", где говорилось о том, что депутат городского маслихата В.Л. Скурыдин купил под частный госпиталь здание городской больницы N 1 за 150 тысяч тенге при балансовой стоимости здания 25 миллионов тенге и других фактах. 14 сентября В.Л.Скурыдин созвал пресс-конференцию, на которой в присутствии всех СМИ города обвинил газету в том, что она "публикует грязные домыслы и ложь", что сотрудники "Диапазона" угрожают ему и "ведут целенаправленную травлю депутата". При этом доказательств того, что факты были ложными, он не предъявил. ТОО "Рифма" (учредитель газеты "Диапазон") обратилось в суд с иском к В.Л. Скурыдину о защите чести, достоинства и деловой репутации и возмещении морального вреда.. 6 января горсуд удовлетворил иск, признав слова В.Скурыдина на пресс-конференции не соответствующими действительности, и обязал опровергнуть их путем выступления на пресс-конференции в том же пресс-клубе с публичным извинением, в месячный срок и взыскать с В.Л.Скурыдина 30 000 тенге в счет возмещения морального вреда.

Январь, 20

"Семей таны", "Орна"

В №№ 51 и 52 за 1999 год республиканская газета "Новое поколение" опубликовала критические статьи "Товарищ Метте. Портрет акима и бизнесмена", посвященные акиму Восточно-Казахстанской области В. Метте. Эти корреспонденции позднее были перепечатаны семипалатинскими газетами "Семей таны" и "Орна". Областные власти, в том числе департамент областного акимата по СМИ, начали выяснять, почему сделана перепечатка. Редактор "Семей таны" пояснила, что в тот день она болела, а мелкий газетный клерк выставил материал на полосу по недомыслию. "Все это вызывает бурный протест общественности, о чем будет заявлено в ближайших номерах государственных СМИ", - было сказано в департаменте. 15 января 2000 года в областной газете "Рудный Алтай" на первой полосе вышла заметка пресс-службы акима области "Растиражированная ложь". "Ясно, - сообщает пресс-служба, - что уважающая собственный имидж: газета не станет тиражировать откровенную ложь, повторять за кем-то глупости, порочить честь, достоинство и деловую репутацию человека".

Январь, 20

Новое поколение, Семей таны, Арна

В парламенте распространено заявление, подписанное рядом должностных лиц из Восточно-Казахстанской области, в котором газета "Новое поколение", опубликовавшая материал об акиме ВКО В. Метте, и перепечатавшие этот материал семипалатинские газеты "Семей таны" и "Арна" обвиняются в ангажированности, "выполнении заказа - облить человека грязью". В этот же день в парламенте было распространено письмо бывшего директора АО УМЗ (в 1994-96 годах) В. Фролова, в котором газета "Новое поколение", опубликовавшая материал об акиме ВКО В. Метте, обвиняется в "попытке оболгать г-на Метте". Право на свободу выражения взглядов, мнений и убеждений является естественным правом человека, закреплено ст. 20 Конституции РК и ст. 2 Закона РК "О средствах массовой информации" и не влечет гражданско-правовой ответственности. Но случаи наказания журналиста и СМИ за выражение их убеждений, взглядов и мнений до сих пор не редкость. Так, с журналиста С. Васильева (газета "Алтайский курьер") в возмещение морального вреда была взыскана 31 тысяча тенге за то, что он выразил свою личную оценку одного из судей, назвав его "провозвестником правоофициозных сил". В этом случае удивляет отсутствие реакции как соответствующего прокурора, так и Верховного суда на факты не только неправосудного решения, но и на утверждение решения суда первой инстанции тем же судом, где работает истец. Основания и пределы ответственности за распространение недостоверных сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию граждан и юридических лиц, установлены ст. 143 ГК РК и постановлениями Пленума Верховного суда РК от 18.12.1992 г. ? 6 и от 22.12.1995 г. ? 10. К сожалению, все еще имеют место факты вынесения судебных решений, несущих в себе элементы мести или возмездия, что прямо противоречит как законодательству, так и конституционным принципам правосудия. Например, взыскание с газеты "Начнем с понедельника" 20 млн тенге, что заведомо для суда должно было привести к ее разорению и ликвидации. 

Как показывает информация данного раздела, суды стали более объективно и полно подходить к рассмотрению информационных споров, а СМИ, в свою очередь, не удовольствуются ролью обороняющейся стороны и иногда совершенно правильно предъявляют иски за необоснованные обвинения. Не прекращаются попытки запугивания СМИ авторитетом и мощью власти, последним подтверждением чему является бичевание "силами общественности" газет, опубликовавших критический материал об акиме Восточно-Казахстанской области. Если глава области уверен в законности своих действий, он вправе цивилизованным способом доказать свою правоту в суде, однако вместо этого начинаются классические советские "проработки" не угодившей чиновникам прессы. Вместе с тем растущее отставание законодательства в части защиты чести, достоинства и деловой репутации от реалий современной действительности и недостаточная его регламентация продолжают провоцировать рост числа исков по этой категории дел с необоснованно завышенными претензиями, что не только тормозит развитие средств массовой информации, но и затрудняет работу судов.

Нарушение СМИ прав граждан на получение информации

Январь 17

"Новое поколение-Караганда"

Телекомпания "5 канал" обвиняет еженедельник "Новое поколение - Караганда" в пиратском использовании программы телепередач "5 канала". По мнению телеканала, еженедельник публикует программу передач "без соответствующего на то разрешения редакции канала", а "разрешение" будет выдано, как только редакция еженедельника согласится платить ежемесячно телекомпании сумму в 100 долларов за печатание программы ретранслируемого российского канала ТВ-6.

Телекомпания "5 канал" пообещала директору "НП-Караганада" Жану Айтжанову обратиться в суд за защитой "своих нарушенных авторских прав".

Январь, 25

"Новая провинция"

ТОО "Рифма", представитель телеканалов КТК, НТК и ОРТ-Казахстан в Актюбинской области, отказало газете "Новая провинция" в предоставлении телепрограмм этих каналов. Насколько известно, подобный отказ получили также актюбинские газеты "Эврика", "Алтын Орда". Руководство ТОО "Рифма" утверждает, что руководствуется исключительно экономическими соображениями.

Январь, 13

"Рек-тайм"

Газета "Рек-тайм" (г. Астана), специализирующаяся на рекламе и объявлениях и распространяемая бесплатно, отказывает в приеме объявлений от других СМИ, даже платных.

Январь, 13

Эпи-центр

Телерадиокомпания "Цесна-Азия" (г. Астана) отказала негосударственной газете "Эпи-центр" в предоставлении своей телепрограммы. Редакция "Эпи-центра" обратилась в Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса с просьбой дать правовую оценку действиям руководства телеканала. Из департамента Агентства по г. Астане сообщили: "Данная информация (перечень телерадиопередач) предназначена не для собственного потребления СМИ, а для самого широкого круга читателей, слушателей, зрителей. По Закону РК "Об авторском праве и смежных правах" программа передач относится к понятию "массовая информация" и не является объектом авторских прав. Отсюда следует: ни телеканал, ни агент не вправе прямо или косвенно ограничивать распространение (продажу) и получение такой информации, иначе будут нарушены права граждан и СМИ".

Январь,

"Вечерняя газета", г. Темиртау

На протяжении месяца в эфире телекомпаний "ТКТ" и "43 канал" бегущей строкой и в рекламных блоках выходило сообщение о том, что программа телепередач, публикуемая в еженедельнике "Вечерняя газета", "публикуется незаконно и не соответствует эфиру". По словам директора ТОО "Редакция "Вечерняя газета" Вячеслава Курлыкова, "такая ситуация сложилась из-за отказа платить деньги за предоставление программы телепередач. Директор телекомпании "43 канал" Е.Н. Завацкий требует за программу каждого из трех телеканалов на своих частотах платить по 100 долларов в месяц". Антимонопольный комитет по Карагандинской области, куда с соответствующим запросом обратилась редакция, счел действия директора "43 канала" и "ТКТ" Е.Н. Завацкого проявлением недобросовестной конкуренции в соответствии со ст. 5 Закона РК "О недобросовестной конкуренции" от 9 июня 1998 г.

Январь, 24

СМИ г. Астаны

Департамент по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса г. Астаны провел пресс-конференцию, на которой было официально заявлено, что ни телеканал, ни агент не вправе прямо или косвенно ограничивать распространение перечня телерадиопередач. Столичные антимонопольщики считают, что было бы целесообразно поставить вопрос о бесплатном предоставлении этой информации всем изданиям без ограничений. Фонд защиты свободы слова неоднократно высказывал свое мнение, что телерадиопрограмма как Перечень телерадиопередач не является объектом авторского права. Наоборот, такая программа по своему характеру является массовой информацией и в соответствии со ст. 20 конституции РК и ст. 2 Закона "О средствах массовой информации" телерадиоканал ни прямо, ни косвенно не вправе ограничивать ее распространение. На эту же точку зрения совершенно обоснованно встали Управление информации и общественного согласия по г. Караганде и Карагандинской области, Департамент Агентства по регулированию естественных монополий г. Астаны.

Прискорбно, что средства массовой информации пытаются отстоять свои позиции в этом конфликте, дискредитируя друг друга в глазах общественности и не задумываясь об авторитете масс-медиа в целом. Такие вопросы, как размер платы за товар, в цивилизованном рынке решают путем договоренности, не вынося сор из избы. Но судя по тому, что даже ТОО "Рифма", имеющее большой и скорбный опыт необоснованных обвинений, может во имя экономической выгоды поступиться правом граждан на получение информации, до цивилизованных взаимоотношений нашим СМИ еще далеко. Поэтому было бы целесообразно, на наш взгляд, в целях устранения различных толкований в дальнейшем принять решение на республиканском уровне и установить тарифы или порядок ценоообразования на эту продукцию.

Нарушение регистрационных правил

Январь

"Криминальные новости"

В канун Нового года редакция газеты "Криминальные новости" (г. Караганда) выпустила в свет первый номер своего нового приложения тиражом более 100 экз. без обязательной постановки на учет. Редактор газеты получил предписание от Управления культуры, информации и общественного согласия по Карагандинской области об устранении нарушений закона.

Январь, 14

"Доживем до понедельника"

Как уже сообщалось, Министерство культуры, информации и общественного согласия РК зарегистрировало газету "Доживем до понедельника", учредителем которой выступил Эрик Нуршин. Редактор газеты "Начнем с понедельника" Валерия Марченко оспаривает законность этой регистрации, утверждая, что обладает юридически закрепленным авторским правом на названия СМИ, в которых есть слово "понедельник". Районный суд г. Алматы признал учредительство Э. Нуршина законным, президиум Алматинского городского суда это решение отменил и направил дело на новое рассмотрение. 7 января 2000-го г. районный суд г. Алматы, а затем г. Астаны вновь признали регистрацию газеты "Доживем до понедельника" законной.

В. Марченко связывает это с желанием власти подменить оппозиционную "Начнем с понедельника", которая может быть в любой момент объявлена банкротом в результате ряда проигранных крупных исков, на газету с похожим названием, но противоположным содержанием. Верховный суд РК подтвердил правомерность регистрации газеты "Доживем до понедельника", основываясь на буквальном толковании п.1.ч.3 ст.10 Закона РК "О средствах массовой информации" Между тем названия газет "Начнем с понедельника" и "Доживем до понедельника" по истории их возникновения, стереотипу и неразличимости для читателя по существу являются одним и тем же названием, что, несомненно, должно было быть учтено судом. Выпуск же периодического печатного издания без соответствующей регистрации не может быть объяснен ничем, кроме правового невежества или правового нигилизма его издателей, поскольку такая регистрация имеет упрощенный порядок и сложности не представляет. 

Нарушения в рекламной деятельности

Январь

Телекомпания "КарТВ"

В нарушение требований п.3. ст.14 Закона РК "О средствах массовой информации", ограничивающих выход в телеэфир с 06 до 23 часов рекламных роликов, пропагандирующих алкогольные напитки, телекомпания КарТВ ведет интенсивную рекламную компанию продукции водочного завода ТОО "Интер" (г. Абай, Карагандинская область). Кроме того, рекламные ролики не сопровождаются обязательным текстом о вреде употребления алкогольных напитков.

Неподчинение решению суда

Январь, 14

ТОО "Радио"

В 1998 г. дирекция телекоммуникаций Кустанайской области сдала в аренду ТОО "Радио" имущество государственного областного радио, но вскоре начала через суд требовать расторжения договора аренды и возвращения имущества. Областной суд принял решение в пользу дирекции телекоммуникаций. Директор ТОО Ш. Бекболатов отказался подчиниться решению суда, заставил работников отключить эфир, выгнал их из помещения и забаррикадировался. Здание радиоцентра взяли штурмом бойцы спецназа. Ш. Бекболатов пытался при этом угрожать им пистолетом и был арестован. 

 

Мониторинг нарушений свободы словаМониторинг нарушений свободы слова