Internews Network KazakhstanМеждународный общественный фонд защиты свободы слова  Адил Соз

Мониторинг нарушений свободы слова

Мониторинг нарушений свободы слова за декабрь 1999 года

Декабрь, 01

КТК

Министерство обороны РК не пригласило журналистов Телевизионного Коммерческого Канала (КТК) для освещения встречи с американской военной делегацией. Другие телекомпании были приглашены.

Действующее законодательство Республики Казахстан не предусматривает обязанность государственного органа пригласить на публичное мероприятие того или иного журналиста. Инициатором встречи в таких случаях, очевидно, должен выступить сам журналист или его СМИ. Если им при этом будет отказано, только тогда можно говорить о нарушении прав на получение информации, гарантированных ст. 20 Конституции РК.

Декабрь, 01

«Начнем с понедельника»

Газета «Начнем с понедельника» сообщает, что ее рекламодателям звонят по телефону неизвестные лица с угрозой замучить налоговыми проверками, если они будут продолжать рекламу в эту газету. В органах налоговой службы и налоговой полиции редакции ответили, что о подобных действиях ничего не знают.

Очевидно, было бы целесообразно обратиться с соответствующим письменным запросом в органы налоговой службы и налоговой полиции. При получении отрицательного ответа установить злоумышленников через службу криминальной полиции и взыскать с них соответствующий ущерб.

Декабрь, 02

«Надежда»

В 23 номере газеты «Надежда», издающейся в г. Уральске Западно-Казахстанской области, напечатана статья Тамары Еслямовой «Что за судья, который боится «Надежды?!» В ней ошибочно сказано, что возбуждено уголовное дело на судью Урдинского района за пьянство на рабочем месте. В следующем номере ошибка была исправлена, газета написала, что вместо Джаныбекского района ошибочно был указан Урдинский.

Автор статьи, она же редактор газеты Тамара Еслямова сообщает, что «при встрече судье Урдинского района г-ну Калдыбаеву показали номер с поправкой, объяснили, как произошла ошибка, и он ушел вполне удовлетворенный. Если бы потребовал более полного уточнения, с принесением ему извинения в газете, мы бы выполнили это его требование, вполне осознавая свою вину. Однако никаких иных претензий у него не было».

Спустя 4 месяца после этой публикации г-н С. Калдыбаев подал в суд иск к газете «Надежда» о защите чести и достоинства и потребовать взыскать с редакции 5 млн тенге в возмещение морального вреда. Требования опубликовать опровержение в иске не содержится.

Месячный доход редакции газеты «Надежда» - около 400 тысяч тенге, она является дотационной для учредителя. Редакция расценивает иск С. Калдыбаева как желание акима области и председателя облсуда рассчитаться с газетой за статью «Что за судья, который боится «Надежды»?», в которой сообщалось о ряде уголовных дел, возбужденных против сотрудников исполнительных органов власти, в том числе акиматов, и против трех судей уральского городского суда.

К чести газеты, она не стала уходить от ответственности и добровольно исправила допущенную ошибку в следующем же номере. О том, что истец на тот момент был удовлетворен, свидетельствует отсутствие иска в течение 4 месяцев и отсутствие требования об опровержении. И хотя для исков о защите чести и достоинства закон не устанавливает сроков исковой давности, судом не могут быть не учтены указанные выше обстоятельства. Не может быть не учтено судом также то, что истец, по существу, только играет на допущенной газетой ошибке, поскольку он не мог не знать, что уголовное дело в отношении него не возбуждалось.

Декабрь, 02

«ХХI век»

Газета «ХХI век» «запрещена для продажи в киосках Алматы, власти чинят препятствия в распространении и подписке издания по республике. Закрыт расчетный счет газеты. Спецслужбы прослушивают все телефонные переговоры сотрудников и устраивают демонстративную слежку за журналистками. 18 ноября 1999 года поступил анонимный телефонный звонок юристу газеты с угрозами». Такая информация помещена в № 48 этой газеты под открытым письмом президенту Н. Назарбаеву 22-х известных в стране деятелей культуры и лидеров общественных объединений с призывом оградить «ХХI век» от преследований.

В этом же номере помещено редакционное извещение, что до реакции Н. Назарбаева на открытое письмо интеллигенции газета, скорее всего, приостановит выпуск следующий номеров, потому что «Люди в штатском преследуют не только рядовых сотрудников газеты, но и частных распространителей, других партнеров редакции. Мы не хотим подвергать риску их жизнь и здоровье».

Любые государственные органы, в том числе правоохранительные, обязаны проводить свою деятельность, включая оперативно-розыскную, строго в рамках Конституции и соответствующих законов. Можно было бы предъявить им иск об устранении препятствий в деятельности газеты и взыскании имущественного ущерба и морального вреда в связи с незаконными действиями их работников. Однако молчание властей на открытое письмо, публикация которого действительно имела место, дает повод усомниться в их беспристрастности.

Декабрь, 03

АиФ-Казахстан

Журналисты газеты «АиФ Казахстан» сделали с улицы несколько фотографий особняка одного из руководителей города Алматы. Через несколько часов редакционную машину, на которой журналисты выезжали на эти объекты, дорожная полиция города объявила в розыск, якобы по причине, что она сбила женщину. На следующий день, узнав, что его разыскивают, водитель явился в дорожную полицию, где ему предложили написать объяснение. Позже туда же были вызваны журналист и руководители редакции. Их спрашивали о том, что они делали у дома чиновника. Следователь не вспоминал ни о какой сбитой женщине, но дружески порекомендовал больше не ездить к таким домам.

Нарушение права журналиста и СМИ на сбор и получение информации, гарантированное ст. 20 Конституции РК и ст. 2 Закона РК «О средствах массовой информации». Действующее законодательство РК не содержит каких-либо ограничений в фотографировании зданий, если это здание не является секретным объектом.

Декабрь, 03

«Местное время»

Как стало известно, в конце октября в городском суде Актау состоялось слушание по коррупционному делу, на которое не была допущена корреспондент Мангистауской областной газеты «Местное время» Тамара Лесовая. Мотивировка судьи, запретившего присутствие журналиста на заседании, сводилась к тому, что в ходе процесса могла быть раскрыта коммерческая тайна.

2 ноября газета «Местное время» опубликовала материал Тамары Лесовой под заголовком «Без лишних свидетелей происходит судебный процесс по делу об исчезновении 220 миллионов». Через день после публикации редакция получила ответ от начальника областного управления юстиции. В нем говорится, что решение суда было вынесено правомочно, так как в ходе слушания затрагивались, по мнению главы облюста, не только коммерческие тайны, но и государственные секреты. Однако, как утверждают свидетели, в ходе судебного следствия речи о государственных секретах не было

Отнесение сведений к:

государственным секретам производится в установленном порядке руководителями госорганов, наделенными такими полномочиями в соответствии со специальным Перечнем должностных лиц (ст. 15 Закона РК от 15 марта 1999 г. «О государственных секретах»);

коммерческой тайне предприятия - решением Совета директоров акционерных обществ (ст. 62 Закона РК “Об акционерных обществах”) либо решением общего собрания товарищества (ст. 43 Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью).

Вопрос о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании решается согласно ст. 19 ГПК РК мотивированным определением, то есть с приведением соответствующих правовых оснований.

Декабрь, 03

Все СМИ

«Kazakhstan Today Co», правопреемник ТОО «ТВМЕДИА», разослал в газеты республики уведомления, что отныне будет рассылать программу передач телеканала «ОРТ-Казахстан» не во вторник, как установлено договором, а в четверг. Kazakhstan Today Co» сообщает , что новый график будет единым для всех печатных СМИ и мотивирует его изменения борьбой с пиратскими перепечатками телепрограмм. Для большого количества газет, выходящих до пятницы и в пятницу, получение телепрограммы в четверг неприемлемо. Конкретные дни получения телепрограммы до сих пор регламентировались договорами с «ТВМЕДИА», действующими до 31 декабря 1999 г.

Основные недоразумения в споре, распространяется на телепрограммы авторское право или нет, возникают, на наш взгляд, потому, что одним и тем же словом называются разные вещи. Телепрограмма как оригинально составленная композиция телевещания, безусловно, продукт творчества, и она защищена авторским правом от возможных поползновений других телекомпаний присвоить ее творческие находки. А то, что печатают газеты и что в обиходе тоже называется телепрограммой - это только информация о телепрограмме, реклама телепрограммы, авторское право на эту информацию не распространяется. Такая телепрограмма-информация, то есть перечень телерадиопередач, точно так же, как меню в ресторане, не может быть объектом авторского права. ( Хотя, продолжим сравнение, блюда в этом ресторане могут быть неповторимыми, авторскими).

Однако точно так же очевидно, что, будучи овеществлен (документирован), перечень телерадиопередач при наличии спроса становится носителем потребительной стоимости и товаром. Причем товаром особого рода, поскольку самоочевидно, что он:

носит информационный характер и предназначен для самого широкого круга читателей, слушателей, зрителей. Иначе говоря, он является массовой информацией;

предназначен не для собственного потребления печатным изданием, а для телезрителей и радиослушателей, то есть граждан и аудитории самого продавца;

предназначен для распространения в основном через печатные издания;

доводится до конкретного потребителя в строго определенные дни - дни выхода печатного издания (газеты).

Отсюда, точно так же самоочевидно, следует, что:

ни телеканал, ни его агент не вправе прямо или косвенно ограничивать распространение (продажу) и получение такой информации, иначе будут нарушены права граждан и СМИ на свободу получения и распространения информации, установленные ст. 20Конституции РК и ст. 2Закона РК «О средствах массовой информации»;

кроме того, распространение товара массового потребления, каковым являются телепрограммы, подпадает под защиту антимонопольного и антитрестового законодательства и, в частности, ст. 11 ГК РК и Закона РК «О защите конкуренции»;

такой товар должен поставляться строго срочными поставками, с учетом производственного цикла печатного издания, на долговременной основе и при повышенной ответственности продавца за ненадлежащее исполнение своих обязательств.

К сожалению, сегодня нередки случаи, когда печатные издания вынуждены заключать договоры с телеканалами на заведомо неприемлемых для себя условиях, без учета интересов конечных потребителей и не обращаются за защитой своих прав в суд. Бездействуют и соответствующие органы государственного управления. В результате страдает массовый потребитель.

Декабрь, 05

«Айгак»

В Шымкентский городской суд с исковым заявлением обратился пресс-секретарь акима города Берик Монтаев. Он просит взыскать с газеты «Айгак» один миллион тенге за нанесение ему морального вреда и ущерба его деловой репутации.

1 декабря в газете был напечатан материал , в котором говорилось о том. что истец уволен и на его место пришел более опытный и компетентный сотрудник. На самом же деле Б. Монтаев находился в это время в трудовом отпуске.

Закон РК «О средствах массовой информации» наделяет журналиста правом проверять достоверность получаемой информации. В реальности это право является и обязанностью журналиста, пренебрежение им приводит к ошибкам различной тяжести.

Если ошибка все же произошла и нанесла кому-либо из героев публикации неоправданный урон, все существующие кодексы профессиональной этики журналиста рекомендуют как можно быстрее его восполнить: опубликовать поправку, опровержение, извинение. Если пострадавшего эти действия не умиротворили и он через суд требует от СМИ материальной компенсации своего морального ущерба, тогда следует помнить, что согласно ст. 143 ГК РК и постановлений Пленума Верховного суда РК от 18.12.1992 г. № 6 и от 22.12.1995 г. № 10 гражданско-правовая ответственность в информационном споре наступает только при наличии одновременно трех условий:

если опубликованный материал является именно сведениями;

если эти сведения недостоверны;

если они порочат честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или организации в общественном мнении или мнении отдельных граждан с точки зрения соблюдения ими законов и моральных принципов общества.

Вышеназванное постановление пленума Верховного суда «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда» (22.12.1995, № 10) предписывает также судам при определении размера возмещения морального вреда учитывать не только субъективное мнение потерпевшего, но «объективные данные, свидетельствующие о степени нравственных и физических страданий истца, жизненную важность блага, бывшего объектом посягательства, тяжесть последствий правонарушения и ряд других существенных обстоятельств».

Декабрь, 05

Телекомпания «5 канал»

Владимир Вишняков

Еженедельник

«Карагандинский вестник»

Олег Серов

Управление культуры, информации и общественного согласия по Карагандинской области направило редактору «5 канала» Владимиру Вишнякову и главному редактору «Карагандинского вестника» Олегу Серову уведомления о недопустимости демонстрации в эфире и размещения в газете материалов эротического характера, что запрещено законом «О средствах массовой информации». Видимо, подразумевалась трансляция «5 каналом» в ночное время видеожурнала «Плейбой» и публикация в «Карагандинском вестнике» фотографий полуобнаженных звезд шоу-, модельного бизнеса и кино.

Действующее законодательство РК: ст. 273 Уголовного кодекса и ст.ст.188-6 и 188-7 КоАП запрещают издание и ввоз в республику порнографических произведений. Кроме того, ст. 14 (п. 2) закона о СМИ устанавливает особый порядок реализации эротических произведений. Учитывая, однако, что разграничить порнографию, эротику или шоу-бизнес порой бывает довольно трудно, практика пошла по пути проведения в таких случаях специальных экспертиз, которые выполняет Институт судебной экспертизы Министерства юстиции РК. Выносить определение о недопустимости демонстрации того или иного сюжета можно, по нашему мнению, только имея на руках соответствующее экспертное заключение.

Декабрь, 06

«Реклама»

Редакция еженедельника «Реклама» обратилась к руководителю аппарата акима города подтвердить или опровергнуть разговоры о том, что телекомпании ЮТК, вещающей на канале НТК, передается одно из зданий, расположенных в центре города и являющихся коммунальной собственностью. В. Аязов наотрез отказался говорить на эту тему, заявив, что власть сама знает, что ей делать.

Согласно ст. ст. 1 и 20 Конституции РК высшей ценностью государства является человек и гражданин, его жизнь, права и свободы, а к числу основных прав отнесено право получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. Более того, в силу Закона РК «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 19.05.1995 г. ответ на запрос гражданина о получении информации личного или общественного характера является прямой обязанностью любого государственного органа и его руководителя.

Декабрь, 06

НТК

По словам корреспондента программы «Будни» Актюбинского представительства НТК Данила Москаленко, на ее вопрос, почему областной филиал ЗАО «Продкорпорация» не закупает зерно у местных сельчан, его директор Баглан Балмагамбетов пригрозил журналисту крупными проблемами, если он «будет лезть куда не надо". Разговор на диктофон не записан и свидетелей нет.

Нарушено право журналиста и СМИ на сбор и получение информации, гарантированные ст. 20 Конституции РК и ст. ст. 2 и 20 Закона РК «О средствах массовой информации». В случаях, когда есть опасения или предполагается, что журналисту могут ответить необоснованным отказом или, тем более грубостью, на наш взгляд, было бы целесообразным обращаться с соответствующим письменным запросом и со ссылкой на Закон от 10.06.95 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан». В этом случае отказ в предоставлении информации, в том числе и путем умолчания, можно будет обжаловать.

 Декабрь, 7

Андрей Гришин

Андрея Гришина, автора статьи о музее Н. Назарбаева, опубликованной в газете «ХХI век», и других критических публикаций 28 ноября поздно вечером неизвестные избили, облили масляной краской и обрили. По словам пострадавшего, при этом ему было сказано, что он «доигрался», деньги и вещи нападавшие не забрали. Гришину удалось вырваться и убежать в людное место. Медицинская экспертиза установила, что в результате нападения у Гришина образовалось множество ушибов по всему телу, краска вызвала химический ожог роговицы глаз и тела. Прибывшие через 16 часов после вызова сотрудники милиции, по словам потерпевшего, дали понять, что дело абсолютно безнадежное.

По мнению редактора газеты «ХХI век» Бигельдина Габдуллина и самого А. Гришина, таким образом власти попытались припугнуть молодого анархиста за критические выступления в печати и активную общественную деятельность.

Действия, совершенные в отношении Андрея Гришина, однозначно преступны и уголовно наказуемы. Необычность этих действий: потерпевшего облили краской и побрили (позорящий момент) также однозначно свидетельствует о наличии мотивов мести. Носит ли эта месть личностный или ложно понятый патриотический характер, должно показать следствие. Думается, что в оперативном и объективном следствии в первую очередь должны быть заинтересованы сами власти, чтобы снять подозрения и кривотолки в свой адрес.

Декабрь, 8

Все СМИ

Монополист на казахстанском рынке связи, ОАО «Казахтелеком» намерено ввести повременную оплату внутригородских телефонных переговоров. По расчетам профессора, лауреата международного Интернет-фестиваля,99 Виктора Тейфеля, при предлагаемых расценках ежедневная 4-часовая работа в Интернете будет обходиться пользователям в 3600 тенге (ок. $ 25), что составляет две трети месячной зарплаты большинства научных сотрудников в стране. В случае введения новой системы оплаты телефонных переговоров пользование Интернетом в Казахстане резко сократится.

Введение новых цен и систем оплаты - на первый взгляд, чисто хозяйственный вопрос. Вместе с тем следует признать, что введение неоправданных во всех отношениях цен и тарифов структурой, занимающей доминирующее положение на соответствующем рынке, может существенно ограничить права граждан на получение и распространение информации, гарантированные ст. 20 Конституции РК.

По своим параметрам ОАО «Казахтелеком», несомненно, должен подпадать под действие Закона РК «О естественных монополиях». Цены и тарифы естественных монополистов устанавливаются уполномоченным государственным органом по регулированию естественных монополий. Потребители услуг праве обращаться с заявлениями в этот уполномоченный орган с соответствующими предложениями и запросами (ст. 3, 4, 10 и 15 названного закона).

Декабрь, 8

«Начнем с понедельника»,

Эркин Султанбеков

Коллегия Алматинского областного суда оставила в силе решение районного суда по иску Союза судей РК к редакции газеты «Начнем с понедельника» и автору статьи Э. Султанбекову о защите чести и достоинства Верховного и Алматинского городского судов. В возмещение морального вреда редакция должна выплатить городскому суду 5 млн тенге (ок. $35,5 тыс.) и Султанбеков -800 тыс. тенге (ок. $ 5,5 тыс.).

По утверждению редакции, в этом гражданском деле до сих пор отсутствует исковое заявление от истцов, нарушен досудебный порядок разрешения спора. Примечательно, что возглавляет Союз судей РК председатель Алматинского городского суда С. Байбатыров. В городском суде уже рассматривался ряд исков к газете «Начнем с понедельника», более того, в этой инстанции в 1999 г. было принято незаконное решение о приостановлении издания газеты, затем опротестованное Генеральной прокуратурой РК.

Решение и постановление судов первой и кассационной инстанций во всех отношениях не выдерживает критики. Суд как таковой, согласно ст. 75 Конституции РК, является органом судебной власти и правосудия, осуществляющим эту власть от имени Республики Казахстан и, следовательно, в этом качестве не может быть субъектом гражданских правоотношений. Если же в публикациях шла речь о недостатках конкретных судебных решений и личностных или профессиональных качествах конкретного судьи, то иск должен предъявлять этот судья как обычное физическое лицо. (Более подробный комментарий см. в предыдущем мониторинге).

Декабрь, 10

«48 часов»

Судья Шымкентского городского суда М. Жорабаев вынес решение о взыскании с газеты «48 часов» в пользу гражданки С. 50 тысяч тенге. После того, как мае прошлого года в названной газете был опубликован материал «Похоть, тупость, убийство», рассказывающий об изнасиловании и убийстве 62-летней женщины легкого поведения, с исковым заявлением обратилась ее дочь. Несмотря на то, что имя было изменено, она сочла, что публикация унижает честь и достоинство ее матери, и просила суд взыскать в ее пользу 150 тысяч тенге. За 1 год и 8 месяцев, пока дело находилось на рассмотрении в суде, им занимались трое судей. Редакция направила в областной суд кассационную жалобу.

За защитой чести, достоинства или деловой репутации умершего могут обратиться в суд близкие родственники, входящие в круг наследников по закону, в том числе, разумеется, и дочь. Других особенностей дела о защите чести, достоинства и деловой репутации умерших не предполагают.

Согласно постановлению пленума Верховного суда РК от 22.12.1995 г. № 10 «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда» при определении размера возмещения морального вреда суд должен принять во внимание тяжесть причиненного морального ущерба, степень нравственных страданий потерпевшего, характер и сферу распространения ложных сведений, а также степень вины причинителя вреда, его материальное положение и иные, заслуживающие внимания обстоятельства.

 Декабрь, 10

КТК

 Оператору телеканала КТК по Северо-Казахстанской области В. Мирошниченко запретили снимать общий план административного здания колонии 164/3, хотя съемка проводилась на территорией спец.учреждения. Охрана сослалась на то, что это спецобъект, который снимать запрещено. Каких-либо инструкций и документов на сей счет предъявлено не было.

Нарушено право журналиста и СМИ на сбор и получение информации, гарантированное ст. 20 Закона РК «О средствах массовой информации. Общий вид здания ИТУ к секретным объектам, конечно, не относится. Вместе с тем обращает на себя внимание и неподготовленность визита журналистов. ИТК - объект режимный, и о съемках следовало бы поставить в известность начальника ИТУ.

Декабрь, 10

Все СМИ

Продолжается противоборство компании «Казахстан тудей», выражающей интересы телеканалов НТК, КТК, ОРТ-Казахстан и газеты «Караван», с остальными печатными СМИ.

Руководители газет «Начнем с понедельника», «АиФ-Казахстан», «Реклама», «Карагандинский Вестник», «Вечерняя газета» (г. Караганда), «Надежда» (г. Уральск), «Устинка плюс» (г. Усть-Каменогорск) и др. считают, что таким образом корпорация стремится сохранить тиражное лидерство «Каравана» и ущемить конкурирующую с ним газету «Время», предлагают объединиться и проигнорировать «Казахстан тудей» с ее неприемлемыми условиями. Редактор газеты «Начнем с понедельника» Валерия Марченко намерена подать в суд на «Казахстан тудей» и КТК, чтобы добиться выплаты морального ущерба, причиненного невыполнением контрактных обязательств.

По версии «Каравана», причина предоставления телепрограмм НТК, КТК и ОРТ-Казахстан всем газетам в четверг заключается в том, что эти каналы начали утверждать свои программы за четыре дня до начала телевизионной недели, а не за десять, как было раньше. По информации «Каравана», в ближайшее время к этим каналам присоединятся еще несколько.

Полемика с обеих сторон ведется в уничижительном тоне.

Декабрь, 10

«Кызылординские вести»

В городском суде Кызылорды рассматривается дело о защите чести и достоинства, в котором в качестве ответчика выступает редакция газеты «Кызылординские вести». Иск предъявлен гр. Алдабергеновой и обращен на повесть местного писателя Е. Дмитриева «Предновогодняя трагедия», опубликованную в газете в августе 1998 г. В основу повести положены реальные события, о чем сообщает автор.

Горсуд направил в Центр судебной экспертизы Министерства юстиции текст повести Е. Дмитриева и приговор суда по уголовному делу, на основе которого данная повесть написана, дляопределения, к какому жанру повесть относится.

2 декабря в суде были оглашены выводы экспертизы. Комиссией экспертов повесть Е. Дмитриева была отнесена к документальному оцерку. Такой вывод эксперты сделали о повести, где абсолютно все действующие лица имеют вымышленные имена, где точно не обозначаются ни места их жительства, ни места работы, прочие факты, где присутствуют вымышленные диалоги героев и обстоятельства их жизни.

Такое решение экспертизы, по мнению главного редактора газеты «Кызылординские вести» Владимира Ли, может привести к тому, что иск к газете может быть удовлетворен. 10 декабря ВладимирЛи направил в Центр судебной экспертизы Минюста письмо, в котором просит руководство Центра провести повторную экспертизу.

Большой энциклопедический словарь различает очерк художественный «как разновидность рассказа» и очерк публицистический «в том числе документальный», в которых излагаются и анализируются реальные факты, сопровождаемые авторским истолкованием» (БЭС, М., 1998 г., стр. 864, 923). Повесть от рассказа (художественного очерка), как известно, отличается только объемом. Оба эти произведения - художественные, то есть продукт творческого вымысла или художественного осмысления реальности. Можно ли назвать произведение документальным, если в нем вымышлены имена, место действия, обстоятельства, диалоги и т.д.? Очевидно, что нет. Отсюда представляется, что ни экспертиза, ни суд, чья компетенция - реальность, реальные факты, не вправе отождествлять конкретного человека с героем художественного произведения. В этой связи постановление пленума Верховного суда РК от 18.12.92 г. (п. 4) не случайно подчеркивает, что если в публикации не указаны фамилии конкретных лиц, заинтересованное лицо имеет право на судебную защиту только в случае, если из текста однозначно видно, о ком идет речь.

 Декабрь, 11

«Караван»

Собственный корреспондент газеты «Караван» по Северо-Казахстанской области Зауре Жумалиева подготовила материал о браконьерском бронетранспортере, который находился в цехе завода силовых агрегатов. Директор завода Виктор Штейнгауэр потребовал от журналистки не публиковать статью и не показывать сюжет на эту же тему по телеканалу КТК. В противном случае угрожал уволить всех людей, которые на законных основаниях пустили журналистку на завод. Завод выкуплен предпринимателем Разумовским, и директор обосновывал свои требования страхом самому быть уволенным.

Согласно ст. 20 Конституции и ст. ст. 2 и 17 Закона РК «О средствах массовой информации» никто не вправе обязать или запретить журналисту и редакции публиковать тот или иной материал.

Декабрь, 15

СМИ Актюбинской области

Начальником Актюбинского областного управления информации и общественного согласия назначен Жасарал Куанышалин, прославившийся тем, что обвинил газету "Диапазон" в разжигании межнациональной розни и инициировал процесс по приостановлению издания газеты. В настоящее время в судебном производстве находятся иски Ж. Куанышалина к газете «Диапазон» на общую сумму 50 млн тенге (более $ 350 тыс.)

Назначать на должность начальника управления - прерогатива, конечно, министра. Однако если учесть, что одной из основных задач Министерства культуры, информации и общественного согласия является «гармонизация межнациональных отношений, сохранение стабильности в обществе, воспитание казахстанского патриотизма» (п. 13 Положения), то назначение на эту должность истца в информационном споре с обвинениями газеты в разжигании межнациональной розни, по нашему мнению, вряд ли будет способствовать этой гармонизации.

Декабрь, 15

МТРК

В районном суде г. Петропавловска состоялось первое судебное заседание по иску ТОО «Золотое руно» к муниципальному телерадиоканалу /МТРК/ о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда в размере 2 млн тенге. Поводом стал сюжет журналистки Г. Базаевой об эксплуации фирмой «Золотое руно» детского труда.

Истец сюжета не видел, суть своих претензий конкретизировать не может. Дети, с которыми «Золотое руно» не рассчиталось, подали на фирму в суд.

Второе заседание суда назначено на 14 января.

Спор должен быть рассмотрен в соответствии со ст. 143 ГК РК и постановлениями пленумов Верховного суда РК от 18.12.1992 г. № 6 и от 22.12.1995 г. № 10. (подробнее см. комментарий к судебному спору по иску пресс-секретаря акима г. Шымкента)

Декабрь, 20

"РИФМА",

Корреспондент радиостанции "РИФМА" Алеся Голубева обратилась в управление казначейства с вопросом, почему учителя многих школ города не получили уже начисленную зарплату за август. Начальник казначейства Л.Нарсеева заявила, что они дают информацию только акиму, и переадресовала корреспондента в финуправление. Заведующий горфинотделом Сагат Енсенгенов ответил, что эта информация не подлежит разглашению.

Нарушено право журналиста и СМИ на получение и сбор информации, гарантированное ст. 20 Конституции РК и ст. 2 Закона РК «О средствах массовой информации», поскольку сведения о начисленной и невыплаченной учителям зарплаты к категории государственных секретов не относятся.

Декабрь, 21

«Диапазон»

17 декабря в актюбинской газете "Диапазон" был опубликован материал

"Провинциальный олигарх или бедный чиновник?", в котором говорилось о том, что ОАО "Полиграфия" подведено под ложное банкротство и сегодня делается все, чтобы бывший замакима области, разжалованный за коррупционные правонарушения через подставных лиц приватизировал типографию. 20 декабря начальник производства ОАО "Полиграфия" Н. Жумагалиев собрал пресс-конференцию, на которой заявил, что "газету "Диапазон" нужно закрыть" и что он обратится в суд с иском о защите чести и достоинства. Н. Жумагалиев заявил, что будет просить взыскать с газеты "Диапазон" 5 миллионов тенге, а с автора материала Д. Тулегенова 500 тысяч тенге.

Судя по всему, газету ждут нелегкие испытания. При решении вопроса о публикации того или иного материала любой редакции, по нашему мнению, следует обязательно учитывать, что бремя доказывания в суде достоверности опубликованных сведений закон целиком возлагает на СМИ и, следовательно, взвешивать как свои возможности, так и безупречность материала.

Декабрь, 23

«Ак Жайык»

Корреспондент атырауской независимой газеты «Ак Жайык» Виктория Ли обратилась в областной акимат с письменным запросом, сколько средств и по каким статьям расходов будет затрачено на празднование миллениума в г.Атырау. В ответ на этот официальный запрос заведующий отделом документационного обеспечения аппарата акима Атырауской области М.Маденов в устной форме ответил, что есть соответствующее решение акима области № 248 «О реализации Указа Президента РК «О подготовке и проведении торжественной встречи третьего тысячелетия», но предоставить текст этого решения отказался, ничем не мотивировав свой отказ.

О конституционном праве граждан, в том числе журналистов и СМИ на получение и распространение информации, а также об обязанности государственных органов и их руководителей дать письменный ответ на запрос журналиста говорилось выше. В данном конкретном случае важно не удовольствоваться устным ответом ненадлежащего лица - начальника подразделения, а настаивать на официальном ответе акима, к которому и был направлен запрос.

Декабрь, 28

Телекомпания «Восток»

23 декабря в офис телекомпании «Восток» нагрянула налоговая полиция. Повод - отсутствие лицензии на вещание, о чем полицейских уведомили работники Управления транспортного контроля по Восточно-Казахстанской области Министерства транспорта и коммуникаций. 28 декабря аналогичная история произошла в Лениногорске. Здесь местной телекомпании налоговая полиция выставила на инкассо 2,5 млн. тенге. И тоже по заявлению руководителя местного комитета транспортного контроля, что-де государство недополучает из-за незаконной деятельности телевидения около 20 тысяч долларов в месяц.

Директор телекомпании «Восток» Андрей Лазарев пояснил в этой связи:

Налоговая полиция, очевидно, не в курсе, что еще 8 ноября 1999 года министр информации г-н Сарсенбаев подписал новые правила вещания. Но уже целых полгода Управление транспортного контроля по Восточному Казахстану систематически требует, чтобы мы, областное телевидение (ВК ТВ) и частный телеканал «Реал-тайм», купили у них лицензию. В противном случае руководитель управления требует, чтобы нас закрыли, а доход изъяли. Но дело в том, что по новым правилам основанием для выхода в эфир без лицензии является договор между частной телекомпанией и государственной компанией «Казтелерадио», а такой договор есть у каждой компании. Кроме того, нас «достает» еще и Казахское добровольное авторское общество, оно требует, чтобы мы перечисляли ему определенный процент от общего ежеквартального дохода. Что касается Лениногорска, то там ситуация вообще абсурдная. Как можно подвергнуть штрафу телевидение до решения суда и даже без прокурорской проверки? Так любой чиновник может потребовать взыскать в его пользу штраф, а налоговая полиция примет это как указание для немедленного исполнения.

По мнению руководителей частных телекомпаний, первопричина конфликта в том, что в Казахстане до сих пор нет ясной законодательной базы для работы телерадиокомпаний. Одни правила существуют для Министерства транспорта и коммуникаций, другие - для Министерства информации. Кроме того, правительство за последние годы приняло слишком много противоречащих друг другу постановлений и поправок. В результате контролирующие органы без особого риска для себя могут повернуть дело так, как им выгодно или как указано. Плюс к этому та борьба, которая развернулась между двумя министерствами за передающий центр - РТПЦ. Когда-то он входил в Казахтелеком, позже его, как убыточную единицу, передали в ведомство Министерства информации. Теперь РТПЦ стал зарабатывать неплохие деньги, и министр транспорта г-н Буркитбаев, очевидно, захотел вернуть в свой «курятник» курочку, несущую золотые яйца.

Прежде всего, необходимо помнить о том, что для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности требуется наличие лицензии в соответствии со статьей 9 Закона "О лицензировании". Использование радиочастотного спектра относится именно к таким видам деятельности.

Положение станций в г.Усть-Каменогорске и г. Лениногорске разное.Для областных центров, в т.ч. и г. Усть-Каменогорска, проводились конкурсы на право пользования теле- и радиоканалами, и только после этого станции получали соответствующие лицензии и имели право работать. Для малых же городов, а к таковым относится г. Лениногорск, таких конкурсов не проводилось, их телерадиокомпании осуществляют свою деятельность при наличии соответствующих разрешений Министерства транспорта, коммуникаций и туризма и Министерства культуры, информации и общественного согласия. С учетом этого должна разрешаться ситуация, в которой оказался и «Восток». Что касается изъятия дохода, то опасения имеют место, так как согласно закону "О лицензировании" доход, полученный от осуществления деятельности, в отношении которой установлен лицензионный порядок, без лицензии, подлежит изъятию в соответствующий бюджет. Директор телекомпании фактически признает отсутствие лицензии, ссылка на договор может быть не принята во внимание.

Для того, чтобы окончательно прояснить ситуацию, необходимо заглянуть не только в договор между телекомпанией и "Казтелерадио", а убедиться в том, есть ли у "Казтелерадио" право на предоставление эфира другим организациям. Если есть, то все в порядке, а если нет, то у телекомпании могут быть неприятности.

К вопросу о защите авторских и смежных прав. За использование тех или иных произведений необходимо платить их владельцам. Если телекомпания это делает, то все в порядке, а если нет, то тем самым она нарушает законодательство об авторском праве. Платить можно как непосредственно авторам, так и через организацию, управляющую их имущественными правами на коллективной основе. Такой организацией и является КАО. Вопроса, платить или не платить, не может быть, платить необходимо, но вот как это делать, решайте сами. Предпочтительнее выглядит вариант через организацию, управляющую правами авторов, так как в этом случае авторы будут предъявлять претензии именно к этой организации, а не вам.

Необходимо констатировать, что в нашем законодательстве даны различные варианты решения одной и той же проблемы. Так, законы "О связи" и "О лицензировании" разрешают приостанавливать деятельность СМИ уполномоченным органам , чем сейчас и пользуется Министерство транспорта и коммуникаций. Но закон "О средствах массовой информации" говорит о том, что приостановление либо прекращение деятельности СМИ осуществляется по решению собственника или суда, этим аргументирует свою позицию СМИ.

К сожалению, имеет место несогласованность действий между двумя министерствами, которая и привела к подобной ситуации.

Декабрь, 28

МТРК

Корреспонденту муниципального телерадиоканала /МТРК/ г. Петропавловска Елене Баль и оператору телеканала полиция опорного пункта села Соколовка запретила производить съемки горящего здания полиции. Сотрудник полиции Шишкин угрожал конфисковать кассету, закрывал объектив руками. С 16 часов того же дня на редактора МТРК Халию Дурневу было оказано давление со стороны пресс-секретаря акима области Галины Халетовой, акима Бишкульского района Петра Дмитриенко, пресс-секретаря УВД Северо-Казахстанской области Мадины Балгашуковой. Все они требовали снять сюжет с эфира. Боязнь огласки, возможно, объясняется тем, что во время пожара, по некоторым данным, сгорели документы, уголовные дела.

Согласно ст. 20 Конституции РК и ст. ст. 2 и 17 Закона РК «О средствах массовой информации никто не вправе запретить журналисту получать и распространять какую-либо информацию, если она не содержит государственных секретов либо охраняемую законом тайну. Никто также не вправе обязать или запретить публиковать полученный материал.

Мониторинг подготовлен по сообщениям СМИ и корреспондентов Фонда «Адил соз». Комментарий юридической службы Фонда «Адил соз»

 

Мониторинг нарушений свободы словаМониторинг нарушений свободы слова