Internews Network KazakhstanМеждународный общественный фонд защиты свободы слова  Адил Соз

Подписка на получение мониторинга и других сообщений Адил Соз по электронной почтеЗаявления фонда защиты свободы слова Адил СозМониторинг нарушений свободы слова

Особенности политического, социального и административного климата в стране, определяющие фактическое положение средств массовой информации

Октябрь, 03

Все СМИ

1 октября на заседании коллегии Министерства иностранных дел Президент Казахстана Н. Назарбаев по поводу информационной политики Казахстана на международной арене сказал:

«Существует и еще одна важная и уже ставшая крайне актуальной проблема - это провалы в нашей внешнеполитической пропаганде, в создании положительного имиджа Казахстан за рубежом и в аналитической деятельности.

Сегодня обострилась ситуация, когда наши дальнейшие шаги по демократизации общества, экономической стабилизации обрели в ряде международных организаций и зарубежных средствах массовой информации искаженные формы и очертания. Политические оппоненты нашей страны чувствуют себя на Западе гораздо привольнее, чем те, кто призван и определен быть проводником политики страны.

Кто из послов вступил в квалифицированную дискуссию? Кто из работников дипкорпуса добился трибуны авторитетных СМИ, которые идут на поводу дезинформации?…»

«А когда, наконец, у МИДа появится собственная программа продвижения позитивного имиджа страны за рубежом? Вам уже надо было стать активными проводниками нашей государственной политики, ее тактики и стратегии, наших достижений».

«Никто в мире не должен сомневаться в том, что демократия и развитие гражданских институтов и свобод - наш собственный стратегический выбор.

Казахстан привержен демократии и уважению прав человека не из-за того, что кто-то со стороны того захотел. Мы избрали этот путь самостоятельно в целях достижения стратегической цели - устойчивого развития и повышения благосостояния народа.

Это предмет каждодневной работы нашей дипломатии, он должен находить отражение в практике встреч с официальными иностранными представителями, общественными деятелями, бизнесменами, журналистами, простыми людьми.

Данную линию мы должны проводить в работе с различными международными организациями, особенно аккредитованными в Казахстане. Сейчас они нередко оказываются предоставленными сами себе и потому пользуются недоброкачественной информацией, полученной из случайных источников. Соответственно, в искаженной интерпретации эта информация затем становится достоянием мировой общественности.

Наш прагматизм должен заключаться в том, чтобы различные проекты и программы международных организаций, особенно специализированных, приносили максимальную пользу государству.

Министерства и ведомства республики, призванные обеспечивать эффективное участие Казахстана в работе международных организаций, должны вырабатывать культуру взаимодействия с ними».

Октябрь, 28

Все СМИ

В Комитете налоговой полиции Министерства государственных доходов Республики Казахстан разработаны и утверждены «Методические рекомендации по подготовке опровержений в СМИ в случаях опубликования сведений клеветнического характера в отношении органов налоговой полиции».

Под сведениями клеветнического характера в документе понимается «информация, полностью не соответствующая действительности; с некоторыми искаженными фактами; косвенно задевающая деятельность органов налоговой полиции».

Кроме того, в документе говорится, что «если орган СМИ, где был опубликован материал клеветнического характера, отказал в публикации опровержения…, то необходимо обеспечить публикацию опровержения в других СМИ».

Октябрь, 01

Все СМИ

27 сентября Подкомитет по делам Азии и Тихого океана Палаты представителей в Вашингтоне принял резолюцию, в которой выразилась глубокая озабоченность политической ситуацией в ряде среднеазиатских стан, в том числе и в Казахстане. Впервые в этом документе поставлен вопрос о членстве этих стран в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, что может послужить основанием для исключения некоторых из них. Резолюция, в частности, отмечает, что «независимые средства массовой информации в Казахстане, которые в прошлом пользовались относительной свободой, сейчас находятся под постоянным давлением, переходят в проправительственные руки или закрываются, что практически не оставляет возможности для выражения независимых или противоположных взглядов, таким образом ограничивая способность прессы критиковать или комментировать президентскую кампанию, целью которой является нахождение у власти в течение неограниченного периода времени, а также критиковать и комментировать коррупцию в высших эшелонах власти...

Палата представителей постановила, что Конгресс призывает лидеров Центральной Азии предоставить независимым и оппозиционным средствам массовой информации возможность беспрепятственно работать, не боясь никаких преследований и ограничений, отменить уголовные наказания и сроки тюремного заключения, накладываемые по обвинениям в клевете на государственных или общественных должностных лиц, и в ходе предвыборных кампаний обеспечивать независимым и оппозиционным партиям и кандидатам доступ к государственным средствам массовой информации на равном основании».

Октябрь, 30

Ермурат Бапи, Амиржан Косанов (г. Алматы)

Руководство Республиканской Народной партии Казахстана (РНПК) обратилось с заявлением к общественности. В нем выражается протест против незаконных действий Алматинской миграционной полиции.

23 октября в 15 час. 39 мин. практически одновременно сотрудники полиции предприняли попытку незаконного проникновения в квартиры бывшего пресс-секретаря правительства А. Кажегельдина, ныне заместителя председателя исполкома РНПК А. Косанова и главного редактора газеты «Солдат» Е. Бапи. У журналистов потребовали немедленно сдать заграничные паспорта, так как, якобы, необходимо аннулировать уже проставленное разрешение ОВИР на выезд за рубеж. Не получив от полицейских ответа на вопрос о причинах такой оперативности, Косанов и Бапи обратились к руководству Алматинской миграционной полиции. Там сослались на некое «совершенно секретное письмо» из аппарата правительства РК, в котором им запрещено покидать пределы Казахстана в виду того, что они являются носителями государственных секретов. Речь шла, видимо, о периоде трехлетней давности, когда они работали в пресс-службе аппарата при Кажегельдине, но тогда ни один из них не подписывал никаких контрактов о государственных секретах.

Руководство РНПК расценивает сложившуюся ситуацию, как продолжение преследований представителей оппозиции. А. Косанов и Е. Бапи обратились к премьер-министру К. Токаеву с просьбой предоставить им текст секретного письма руководства аппарата правительства, чтобы его прокомментировать. Кроме того, они намерены добиться от руководства полиции извинения за хулиганское и оскорбительное поведение их сотрудников.

Октябрь, 16

«СолДат» (г. Астана)

Руководство независимой газеты “СолДат” обратилось к ряду депутатов Мажилиса Парламента РК с открытым письмом, в котором содержалась просьба помочь объективно разобраться с ситуацией, созданной вокруг издания различными государственными силовыми структурами.

Авторы письма обращаются к депутатам с просьбой:

«Создать авторитетную комиссию из числа депутатов для изучения положения дел независимых СМИ в Республике Казахстан. По итогам работы заслушать отчет членов комиссии в присутствии руководителей независимых изданий республики.

Обязать правительство РК в лице Министерства культуры, информации и общественного согласия предоставить возможность независимым СМИ (“СОЛДАТ”, “ХХI век”, “Начнем с понедельника”, “Время ПО”) осуществлять печать газет в подведомственных типографиях данного министерства.

Изыскать возможность организации негосударственного полиграфического предприятия под эгидой Парламента РК».

Октябрь, 26

Нурбулат Масанов (г. Алматы)

Газета «Доживем до понедельника» опубликовала экспертное заключение аудиозаписи, представленной на экспертизу в качестве доказательства реальности интервью, которое корреспондент агентства «ИТАР-ТАСС» в Казахстане Игорь Черепанов якобы взял у известного в Казахстане оппозиционера-политолога Нурбулата Масанова и которое однозначно характеризуется как разжигающее межнациональную рознь.

Редакция «Доживем до понедельника» трактует опубликованное заключение как доказательство вины Масанова. Однако экспертизой установлено, что мужской голос на аудиокассете принадлежит Масанову, а голос Черепанова не идентифицирован. Следовательно, аудиозапись представляет собой фрагмент какой-то частной беседы. Наблюдатели отмечают также, что публикация экспертного заключения до решения суда является нарушением закона и, следовательно, является очередным звеном в цепи спровоцированных ситуаций, имеющих целью компрометацию Н. Масанова.

Октябрь, 18

ТВ «Рахат», Лада Иванова (г. Астана)

18 октября во время научной конференции, которая проходила в Мажилисе Парламента РК, непредставившаяся сотрудница международного отдела Мажилиса потребовала от корреспондента телекомпании «Рахат» Лады Ивановой, чтобы та покинула зал заседаний Мажилиса и наблюдала за ходом конференции по установленным в холле мониторам. «Здесь нет места для журналистов», - сказала она.

Октябрь, 20

Негосударственные СМИ Северо-Казахстанской области

20 октября в прокуратуре Северо-Казахстанской области состоялась пресс-конференция по итогам работы за 9 месяцев. Руководство прокуратуры не оповестило о предстоящем мероприятии собкоров КТК, газеты «Караван» и других негосударственных СМИ.

Октябрь, 12

Виктор Верк, «Время» (г. Алматы)

Высокопоставленные чиновники все чаще игнорируют общение с журналистами по общегородским телефонам, делая исключение лишь для журналистов, звонящих по сотовой телефонной связи. Корреспондент газеты «Время» Виктор Верк считает, что эта тенденция начинает обретать черты закономерности.

Октябрь, 31

Все СМИ

Правительство Республики Казахстан внесло в парламент проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О средствах массовой информации" следующего содержания:

Внести в Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года "О средствах массовой информации" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., N 21, ст. 771) следующие изменения и дополнения:

в статье 1:

подпункт 2) дополнить словами "включая WЕВ-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях (интернет и другие)";

подпункт 6) дополнить словами "семантическая информация, размещенная на WEB-сайте в общедоступных телекоммуникационных сетях";

дополнить подпунктами 15), 16) и 17) следующего содержания:

"15) WEB-сайт - подготовленная при помощи специальных технических и программных средств виртуальная представительская страница физического либо юридического лица Республики Казахстан, на которой собственник размещает информацию в целях массового распространения;

16) ретрансляция - прием и одновременное, независимо от используемых технических средств, полное и неизменяемое распространение теле- и радиопрограмм другого средства массовой информации;

17) комплекс - совокупность зданий, связанных общим предназначением и составляющих единую структуру";

пункт 1 статьи 5 дополнить частью следующего содержания:

"Основанием для осуществления выпуска (выхода в эфир) продукции средства массовой информации, распространения сообщений и материалов информационного характера является свидетельство о постановке на учет средства массовой информации";

в статье 10:

дополнить пунктами 3-1, 3-2 и 3-3 следующего содержания:

"3-1. Собственник периодического печатного издания, WEB-сайта сохраняет за собой право приступить к выпуску продукции средства массовой информации в течение шести месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет.

Собственник теле-, радио-, видео-, кинохроникальной программы, информационного агентства сохраняет за собой право приступить к выпуску продукции средства массовой информации, распространению сообщений и материалов информационного характера в течение года со дня получения свидетельства о постановке на учет.

В случае, если в указанный период не начат выпуск продукции средства массовой информации, свидетельство о постановке на учет решением уполномоченного органа признается утратившим силу.

3-2. Средство массовой информации, информационное агентство подлежит переучету в случаях смены собственника либо его организационно-правовой формы, названия, а также названия средства массовой информации, изменения языка издания либо вещания, территории распространения, основной тематической направленности.

Переучет средства массовой информации или информационного агентства осуществляется в том же порядке, что и постановка на учет.

3-3. При изменении местонахождения собственника либо редакции средства массовой информации, периодичности выпуска, объема выхода в эфир собственник средства массовой информации обязан в течение 15 дней письменно уведомить уполномоченный орган заказным письмом";

в пункте 1 статьи 11:

в части первой:

дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:

"1-1) название средства массовой информации, информационного агентства";

подпункт 3) дополнить словами "в свет, выхода в эфир средства массовой информации";

дополнить подпунктом 6) следующего содержания:

"6) адрес редакции, адрес в общедоступной телекоммуникационной сети, фамилия, имя, отчество главного редактора (редактора) средства массовой информации";

в части второй:

абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:

"для физических лиц - нотариально заверенная копия документа, подтверждающего право на занятие предпринимательской деятельностью;

для юридических лиц - нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

документ об иностранном участии в уставном капитале юридического лица, являющегося собственником средства массовой информации или осуществляющего деятельность в этой сфере (в процентном соотношении) либо отсутствие такового";

статью 12:

дополнить абзацем следующего содержания:

"теле-, радио-, видео-, кинохроникальных программ, распространяемых по кабельным сетям, если зона обслуживания ограничена одним зданием или комплексом";

в статье 14:

пункт 2 после слова "допускается" дополнить словами "только в запечатанных прозрачных упаковках и";

дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:

"3-1. Ретрансляция теле- и радиопрограмм иностранных средств массовой информации не должна превышать 20 процентов от общего объема передач по телерадиовещательным каналам.

Данное требование не распространяется на вещание кабельного и эфирно-кабельного телевидения";

в пункте 2 статьи 15:

слово "(телерадиовещание)" исключить;

дополнить частью следующего содержания:

"При распространении продукции другого средства массовой информации не допускается наложение своего логотипа на его логотип в целях защиты авторских прав";

статью 21 дополнить подпунктами 4-1) и 4-2) следующего содержания:

"4-1) при подготовке информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- или видеозаписи, в том числе телефонных разговоров. При выражении несогласия на аудио- видеозапись прекращается их осуществление;

4-2) при осуществлении профессиональной деятельности предъявлять редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста";

статью 24:

дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3. Если продукция иностранного средства массовой информации содержит материалы, нарушающие Конституцию и законодательство Республики Казахстан, на распространение продукции этих средств массовой информации на территории Казахстана в судебном порядке налагается запрет";

статью 25:

дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:

"2-1. Собственник, главный редактор (редактор) средства массовой информации несут установленную законодательством Республики Казахстан ответственность за распространение информации, указанной в пункте 3 статьи 2 настоящего Закона, независимо от источника ее получения";

в подпункте 2) статьи 26:

слова "и иных организаций" исключить».

Комментарий

Проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О средствах массовой информации», будучи принят в предлагаемой редакции, существенно ухудшит положение средств массовой информации, и особенно электронных, к которым предполагается также отнести отечественные веб-сайты в мировых информационных сетях, а также предполагается ограничить право граждан на свободное получение и распространение информации, гарантированное ст. 20 Конституции РК.

В целом же политический, социальный, административный и правовой климат в стране в октябре 2000 года оставался неблагоприятным для СМИ.

 

Предыдущая страницаСледующая страница