Internews Network KazakhstanМеждународный общественный фонд защиты свободы слова  Адил Соз

Подписка на получение мониторинга и других сообщений Адил Соз по электронной почтеЗаявления фонда защиты свободы слова Адил СозМониторинг нарушений свободы слова

III. Нарушения, инкриминируемые средствам массовой информации

начало

Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации, вытекающие из факта публикации безадресной информации

Июль, 8

«Орал онири”, Майра Шуаншалиева (Уральск)

В Западно-Казахстанской областной казахскоязычной газете «Орал онири» 9 февраля 2000 года была опубликована статья журналиста Майры Шуаншалиевой под заголовком <Атанын сагын сындырган, келинин жолы болама?>. Статья повествововала об истории проживающего в доме инвалидов пожилого человека, инвалида 1-ой группы, которого обидела родная дочь, лишив его дома. Автор статьи не указала ни имени, ни фамилии дочери старика, (их у него две).

На газету и журналиста подала иск одна из дочерей героя материала - Гулфайраз Жубангалиева, которая заявила о нанесенном ее чести и достоинству уроне, поскольку она узнала в данной статье себя. Редакция предложила

Жубангалиевой (до момента подачи ею иска в суд) письменно изложить свою претензию с указанием в тексте тех слов, которые она считает порочащими ее честь и достоинство. Однако Жубангалиева не подала в редакцию письменную претензию, а обратилась с иском сразу в суд. Судья уральского горсуда Т. Уразова 4 апреля 2000 года удовлетворила иск Жубангалиевой и обязала редакцию «Орал онири» опубликовать опровержение и выплатить истице возмещение нанесенного ей морального ущерба в сумме 20 тысяч тенге.

Редакция принесла кассационную жалобу, однако коллегия облсуда оставила решение городского в силе.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РК от 18.12.92 г. № 6, лицо, считающее, что нарушены его личные неимущественные права, имеет право на судебную защиту и в том случае, если в публикации не указаны фамилии конкретных лиц, но из текста видно, о ком идет речь, иначе говоря, если это лицо объективно узнаваемо. При этом в соответствии со ст.141 ГК РК, лицо, предъявившее требование о защите (истец), обязано доказать факт нарушения его личного неимущественного права или свою узнаваемость. В свою очередь, ответчик обязан доказать достоверность опубликованных сведений.

Требования о защите чести, достоинства и деловой репутации при наличии оснований, освобождающих СМИ от ответственности

Июль, 28

«7 дней»

В Усть-Каменогорском городском суде продолжается слушание дела

руководителя местной фирмы "Энергия" против газеты "7 дней" и областного управления налоговой полиции. Руководитель "Энергии" Юрий Цибенко обвиняет газету в том, что в опубликованной 5 июня 1997 г. статье тогдашнего начальника управления налоговой полиции Камлета Бейсова содержатся сведения, не соответствующие действительности и подрывающие его деловую репутацию. Ущерб от публикации Цибенко оценил в 20 млн тенге.

Июль, 31

«Авиатрек», ТОО «Реклама-пресс» (г. Караганда)

Гр-н Хватов в мае этого года обратился в суд Советского района г. Караганды с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации к еженедельнику «Авиатрек» и ТОО «Реклама-пресс». Истец счел сведения, опубликованные в официальной сводке происшествий, предоставленной ОПП УДП ГУВД Карагандинской области, не соответствующими действительности, порочащими его честь и достоинство. Также истец просил взыскать моральный и материальный вред с еженедельника «Авиатрек» 50000 тенге, С УДП ГУВД Карагандинской области 45000 тенге и 5000 тенге с ТОО «Реклама-пресс», учредителя газеты «Новая реклама».

Суд первой инстанции, рассмотрев исковое заявление, требования истца отклонил полностью. В июле кассационная инстанция оставила решение суда первой инстанции в силе.

Условия и случаи освобождения СМИ от ответственности за публикацию недостоверных сведений перечислены в ст. 26 Закона РК «О средствах массовой информации». Так, они не несут ответственности за распространение не соответствующих действительности сведений, если эти сведения являются дословным воспроизведением официальных выступлений депутатов, представительных органов, должностных лиц государственных структур, организаций и граждан, или содержавшихся в официальных сообщениях и документах. Вместе с тем, следует помнить, что в подобных случаях освобождение СМИ от ответственности не исключает самостоятельной ответственности этих организаций и их должностных лиц, как непосредственных распространителей недостоверных сведений.

Отказ от иска о защите чести, достоинства и деловой репутации и его правовое последствие

Июль, 6

«Вечерняя газета» (Караганда)

Советский районный суд г. Караганды вынес определение по иску гр-на Юркина В.Б., бывшего начальника Карагандинского областного управления экономики и развития предпринимательства, о защите чести, достоинства и деловой репутации и возмещения морального вреда к редакции «Вечерней газеты» в размере 25 тыс. тенге (см. монитор за июнь). Истец ходатайствовал о возврате ему иска без рассмотрения дела по существу. Ходатайство истца было удовлетворено судом.

В случае отказа истца от иска и принятия отказа судом гражданское дело производством прекращается. Вторичное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Необоснованные обвинения в распространении сведений

Июль,31

«Сана», Жумабике Жунусова (г. Караганда)

Угольный департамент АО «Испат-Кармет» и редакция газеты «Шахтерская неделя» предъявила претензию редакции газеты «Сана» по факту распространения сведений, не соответствующих действительности. Речь идет о конфликтной ситуации между работниками и администрацией, сложившейся в момент объединения двух подразделений угольного департамента АО «Испат-Кармет» зимой 2000 года. Журналисты еженедельника «Сана» по заданию редакции проводили расследование достоверности информации, изложенной в коллективной жалобе работников предприятия. Проверка показала, что факты, изложенные в письме, не соответствуют действительности.

Главный редактор еженедельника «Сана» Жумабике Жунусова отказалась от публикации материалов на эту тему, дабы «не подмочить» репутацию газеты. Тем не менее, в печатном органе угольного департамента АО «Испат-Кармет» газете «Шахтерская неделя» была опубликована статья «Могу - значит сделаю» за подписью главного редактора А. Воейкова, в которой он обвинил еженедельник «Сана» в распространении сведений, не соответствующих действительности, порочащих деловую репутацию АО «Испат-Кармет». По словам главного редактора «Саны» Жумабике Жунусовой, такие действия одной газеты по отношению к другой она расценивает как проявление недобросовестной конкуренции, которые привели к потере и рекламодателей, и части читательской аудитории. Кроме того, угольный департамент АО «Испат-Кармет» «грозил» редакции судебным разбирательством и непомерной суммой компенсации в счет возмещения морального вреда.

Закон, и в частности ст. 143 ГК РК, защищает граждан и юридические лица при нарушении их личных неимущественных прав, вызванных распространением недостоверных, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений. Газета может распространять сведения только путем их публикации. Если таковой не было, то следует признать, что не было и нарушения и личных неимущественных прав.

Неосновательные обвинения в недобросовестной рекламе

Июнь, 03

«7 дней» (г. Усть-Каменогорск)

Старший помощник прокурора Восточно-Казахстанской области Антонина Килющек пригласила к себе редактора газеты "7 дней" Вадима Обухова и высказала ему претензии по поводу того, что реклама винно-водочной продукции в газете сопровождается слишком мелким текстом и она "без очков его прочитать не может". Она потребовала, чтобы надпись о вреде алкоголя не только набиралась крупным шрифтом, но и включалась в модуль рекламы. Вадим Обухов объяснил Антонине Килющек, что Закон о СМИ не регламентирует шрифт предупреждающей надписи, а сама надпись по Закону должна "сопровождать" рекламу, а не включаться в модуль. После того, как редактор "7 дней" пообещал обратиться по этому поводу в суд, помощник прокурора ограничилась устным разговором. Оргвыводов не последовало.

Июль, 08

КАР-ТВ-3 (г. Караганда)

В эфире телеканала КАР-ТВ-3 с 23 июня транслировался рекламный видеоролик Карагандинского государственного университета им. Е. Букетова. Рекламный ролик, изготовленный на телеканале КАР-ТВ-3, содержал некорректное сравнение университета с другими учебными заведениями города, в частности, университетом «Гылым». Ректор университета «Гылым» Н. Жумагельдинов обратился в областную телерадиокомпанию с досудебной претензией по факту распространения недобросовестной рекламы.

Закон о рекламе в Республике Казахстан до сих пор не принят. Нормы Закона РК «О СМИ» не содержат каких-либо предписаний о размере шрифта предупредительной надписи о вреде алкоголя и табачных изделий, требуется только, чтобы она была отличима. Ст. 11 ГК РК не допускает в рекламе только некорректные сравнения товаров, а также введение в заблуждение потребителя. В связи с этим в вышеприведенных случаях вряд ли можно говорить о недобросовестной рекламе.

 

Предыдущая страницаМониторинг за июнь 2000 г.