Internews Network KazakhstanМеждународный общественный фонд защиты свободы слова  Адил Соз

Подписка на получение мониторинга и других сообщений Адил Соз по электронной почтеЗаявления фонда защиты свободы слова Адил СозМониторинг нарушений свободы слова

Нарушения, инкриминируемые средствам массовой информации

начало

Неосновательные требования, вытекающие из факта публикации официального выступления государственного должностного лица

Июнь, 15

СМИ Шымкента

Во время приема граждан города Шымкента Генеральный прокурор Юрий Хитрин отметил, что Шымкентский аким подписывает очень много решений и постановлений, которые противоречат действующему законодательству, и объявил, что намерен принять по отношению к нему соответствующие меры. На последующей пресс-конференции акиму города задали вопрос, как он относится к высказыванию Ю. Хитрина. Тот спросил, кто из журналистов это слышал лично. Слова прокурора подтвердила журналист Алия Буриева.

Уже на следующий день после пресс-конференции городская администрация в категоричной форме затребовала от журналистки Алии Буриевой предоставить доказательства такого высказывания Ю. Хитрина. Оказалось, что ни у кого не осталось аудио- или видеозаписи приема граждан Генеральным прокурором. Тогда 6 июня ряд журналистов, в частности, информационных агентств Интерфакс и «Казахстан тудэй» отправили акиму письмо, в котором подтверждается факт произнесения Ю. Хитриным предупреждающих слов в адрес акима.

Июнь, 23

СМИ Шымкента

14 июня председатель Руководящего комитета религиозного Центра Свидетелей Иеговы Федор Житников посетил многие шымкентские издания и телеканалы и потребовал назвать источник информации о том, что накануне возбуждено уголовное дело по факту незаконной миссионерской деятельности Центра в селе Дербисек Сарыагашского района. Эту информацию журналисты взяли из сводки ГУВД по Южно-Казахстанской области.

Спустя два дня Ф. Житников познакомил журналистов с официальным ответом за подписью первого заместителя ДКНБ, в котором сообщалось, что уголовное дело не возбуждалось, а сарыагашскому отделу ДКНБ дано поручение вернуть изъятую религиозную литературу и корреспонденцию.

Июнь, 22

«Вечерняя газета»,Вадим Широкобородов (г, Караганда)

16 марта 2000 г. в «Вечерней газете» была опубликована статья Вадима Широкобородова «Бутлеггеры, как гидра: на месте одной головы вырастают две», в которой говорится о результатах действий ГУКНП по Карагандинской области по борьбе с незаконным оборотом спирта и алкогольной продукции за прошлый год. В частности, в статье говорится, что «…одно из самых громких - уголовное дело, расследуемое ГУКНП в отношении бывшего начальника Карагандинского областного правления экономики и развития предпринимательства Владимира Юркина по факту нарушений в сфере оборота алкогольной продукции, «оцениваемых» в 55 млн. тенге». Эти факты привел в своем выступлении на заседании рабочей группы Карагандинского областного акимата начальник ГУКНП по Карагандинской области Р. Тлеухан. Данное заседание проходило с участием акимов всех уровней, руководителей правоохранительных и фискальных органов области и транслировалось 12 марта 2000 года по телеканалу КарТВ.

5 июня 2000 года в адрес редакции поступила претензия, в которой г-н Юркин просит «информацию, изложенную в статье, признать недостоверной, опубликовать опровержение и принести извинения за недостоверность опубликованной информации».

15 июня 2000 года в № 17 была опубликована статья «Истина превыше всего», в которой редакция газеты признала «информацию, прозвучавшую из уст высокопоставленного руководителя, недостоверной» и принесла В. Юркину извинения. Тем не менее 22 июня 2000 года В.Юркин обратился в Советский районный суд г. Караганды с исковым заявлением о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда. В соответчики привлечена редакция газеты «Вечерняя газета». В своих исковых требованиях истец просит взыскать с редакции газеты 25 000 тенге в счет возмещения морального вреда, причиненного ему распространению сведений, не соответствующих действительности, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию.

Июнь, 8

«Азия-Транзит», А. Саулебеков (г. Караганда)

В июне 1999 года на страницах казахскоязычного еженедельника «Азия-Транзит» была опубликована статья А. Саулебекова, в которой автор выражает сожаление по поводу реальных фактов выезда из Казахстана опытных преподавателей и ученых, в том числе и из Карарагандинского университета им. Е.А.Бокета. Ректор КарГУ Ж. Акылбаев счел сведения, указанные в статье, недостоверными и порочащими высокую репутацию университета как научного и образовательного учреждения, и обратился в Ленинский судебный участок Советского районного суда г. Караганды с исковым заявлением о взыскании морального вреда в размере 150 тыс. тенге с еженедельника «Азия-Транзит» в пользу университета и об обязательной публикации в данной газете «извинительного опровержения».

Ровно через год судья Е. Асанов (кстати, третий после отводов двух предыдущих судей) рассмотрел исковое заявление и вынес решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Согласно п. 3 ст. 26 Закона РК «О СМИ» главный редактор, журналист, а следовательно, и СМИ освобождаются от ответственности за распространение в СМИ недостоверных сведений, если они являются дословным воспроизведением официальных выступлений депутатов, должностных лиц государственных органов, организаций и граждан.

Требования ненадлежащего истца о защите чести и достоинства

Июнь, 28

«Взгляд» (г. Караганда)

В номере газеты «Взгляд» от 24 мая 2000 года в рубрике «Узун-кулак», где публикуются самые различные слухи, опубликовано, что «самые дорогие проститутки в свободное от работы время получают образование в СГУ. Их ночная такса составляет $75 за час». Этот слух породил претензию Карагандинского филиала Российско-Казахстанского Современного Гуманитарного Университета (РК СГУ) от лица студенток к редакции газеты «Взгляд».

В частности, в претензии говорится, что «студентки РК СГУ официально обратились в ректорат университета с просьбой о защите чести и достоинства». Юристконсульт РК СГУ М.Е. Кокушев в претензии предлагает редакции «опубликовать опровержение на заметку о студентках РК СГУ и решить вопрос о причиненных этой заметкой убытках РК СГУ».

В своем комментарии 28 июня 2000 года редакция отмечает, что в рубрике «Узун-кулак» публикуются только слухи, а не проверенная информация. Кроме того, аббревиатура СГУ не обязательно расшифровывается как Современный Гуманитарный Университет. Тем не менее, редакция принесла извинения «всем, кого нечаянно обидела».

Требование о защите чести, достоинства и деловой репутации в силу статей 141, 142 ГК РК может представить только то конкретно юридическое или физическое лицо, чьи личные неимущественные права нарушены. Следовательно, вуз не может предъявить иск от своего имени при нарушении личных неимущественных прав студентов.

Неосновательные обвинения в публикации порнографических произведений

Июнь, 14

«Новый вестник», «Реклама»,

«Спутник» (г. Караганда)

Департамент культуры, информации и общественного согласия по Карагандинской области вынес предписание главным редакторам карагандинских газет «Новый вестник», «Реклама», «Спутник» о прекращении публикации на своих страницах «фотографий и материалов порнографического характера», что якобы «нарушает нормы Закона РК «О средствах массовой информации».

В связи с тем, что в отношении редактора еженедельника «Новый вестник» по «факту распространения порнографических материалов» прокуратура города Караганды планировала вынести соответствующее постановление, редакция была вынуждена в срочном порядке перерегистрировать свое издание.

По международной конвенции «О пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими» от 1923 г. под порнографией понимается изображение или описание интимной жизни в цинично низменном духе. То есть общественная опасность порнографии заключается не в предмете изображения, а в его характере и целях. По сложившейся судебной практике последнее доказывается только на основании соответствующей квалифицированной экспертизы.

Неосновательные обвинения в недобросовестной рекламе

Июнь, 19

«Твой шанс - Рудный» (Костанайская область)

Главный редактор газеты «Твой шанс - Рудный» Евгений Шибаршин получил предупреждение от прокурора города Е. Баймухаметова в связи с тем, что в очередном номере газеты была помещена реклама пива, где сопровождающий рекламу текст предупреждения Минздрава о вреде алкоголя был набран слишком мелким шрифтом. Главный редактор в свое оправдание говорит, что этот казус произошел невольно в связи с уменьшением размера рекламного логотипа.

Июнь, 12

Телекомпания «Испат-Сфера» (г. Темиртау)

В Темиртауском городском суде под председательством судьи Е.Е. Лоренц состоялось судебное заседание по иску гр. Пашина И.А. к телекомпании «Испат-Сфера» (г. Темиртау Карагандинской области) о возмещении морального вреда в размере 290 миллионов тенге. Основания иска таковы:

  1. Телеканал ОАО "Испат-КарМет" ( ОАО «Испат-КарМет» - владелец телеканала «Испат-Сфера») в нарушение статьи 14 п.3 Закона Республики Казахстан "О средствах массовой информации" неоднократно на протяжении длительного времени (по крайней мере, с августа 1999 года по май 2000 года) размещает в запрещенное законом время суток рекламные ролики и информацию бегущей строкой, пропагандирующие алкогольные изделия;

  2. Действия телеканала ОАО "Испат-КарМет", пропагандирующего алкогольные изделия в недопускаемое законом время, представляют угрозу национальной безопасности, а именно, общественной безопасности - духовно-нравственной и социальной защищенности жизни, здоровья и благополучия граждан Казахстана (статья 19 и статья 1 Закона "О национальной безопасности Республики Казахстан");

  3. Данные неоднократные систематические нарушения лично мне приносят огромные моральные страдания, в связи с тем, что вербальные и невербальные рекламные воздействия оказывают (в данном случае)

  4. ПАГУБНОЕ ВЛИЯНИЕ на сознание и подсознание, вижу ОТДАЛЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ подобного негативного разлагающего влияния противозаконной пропаганды алкогольных изделий на детей.

Рассмотрение данного иска судом перенесено в связи с тем, что истцу необходимо обосновать заявленный моральный вред в размере 290 млн тенге.

Пункт 3 ст. 14 Закона РК «О СМИ», действительно содержит временные ограничения электронной рекламы табачных и алкогольных изделий с 06 до 23 часов. В отношении печатных изданий указанная норма предписывает сопровождать рекламу табачных и алкогольных изделий хорошо различимым текстом о вреде их употребления. Никаких предписаний о шрифте рекламы или предупредительного текста Закон не содержит.

В отношении второго случая, судебной практике некоторых стран известны прецеденты удовлетворения подобных исков к табачным компаниям. Недавно, например, был удовлетворен иск больных раком граждан одного из штатов США к табачным компаниям на 14 млрд. долларов. Однако это все-таки иск непосредственно к табачным фирмам, причинившим вред. В нашем случае материально пострадавших больных нет. Речь в рамках заявленного иска, очевидно, можно вести только о нравственных страданиях по поводу реакции своих собственных детей на рекламу. Совершенно правильно, на наш взгляд, суд предложил истцу обосновать заявленный иск и сумму морального вреда.

продолжение

 

Предыдущая страницаСледующая страница